Месяц ноябрь
Двадцать седьмой день.
Поучение 3-е. Праздник Знамения Богоматери.
(Пророчество Богоматери о Самой Себе).
I. В день праздника Знамения Богоматери, установленного по случаю чудесного избавления новгородцев от нападения врагов в XII столетии, прилично обратить ваше внимание на небесную славу Богоматери, пророчество о которой некогда было произнесено Самой Богоматерью, предчувствовавшей Духом Святым, что Господь прославит Ее пред миром христианским в многочисленных чрез Нее Своих милостях, которые изобильно изольются на всех, притекающих к Ея предстательству пред Богом.
«Отныне ублажат Мя вси роди» (Лук. 1, 48), сказала Пресвятая Дева Мария, когда праведная Елисавета, при встрече с Нею, исполнившись Духа Святаго, назвала Ее Материю Господа. Не от собственного разума и сердца возникла в смиренной Марии такая мысль о будущей Ея всемирной славе. Прославляя Господа, прославляющего Ее, Она говорит только о Своем смирении, видит Себя только рабою Его: «призре на смирение рабы Своея». При таком глубоком чувстве смирения могла ли Она помышлять о будущей славе Своей? Воистину Дух Святый, приосенивший Ее со времени зачатия Ею Сына Божия, открыл Ей будущее, и вот Она, по Его внушению, изрекает пророчество о том, что ожидает Ее в церкви Христовой. Если же так, если по вдохновению Духа Божия сказала Она: «отныне ублажат Мя вси роди», то чью волю исполняют все ублажающие Пресвятую Деву Марию? – Конечно, волю Духа Божия. Кому не повинуются те, которые отрекаются почитать Пресвятую Богородицу? – Не повинуются Духу Божию.
Да, если еврей не ублажает Матери Господа моего: это понятно, он не верует в Евангелие, он не знает Духа Святаго, глаголавшего в Евангелии. Но если христианин не чтит Благословенной: не знаю, как назвать его?
Грустно, больно, тяжело видеть такого христианина!
II. а) «Отныне ублажат Мя вси роди». Кого ублажат? Ту, от Нея же родися Иисус глаголемый Христос (Мф. I, 16). Иисус не простой человек, но Богочеловек. Во утробе Девы Марии человечество чистое, безгрешное, соединилось с Божеством истинным. «Господь с Тобою», сказал ангел Марии: «Господь с Тобою» не только Своею благодатию, но и совершенным в Тебе вочеловечением. «Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти» (1Тим. 3, 16). Нет и нельзя представить себе выше той чести, какой удостоилась Она – Матерь Богочеловека. Единородный, предвечный, единосущный Сын предвечного Бога Отца приял во чреве Марии человеческое естество. Непостижимо снисхождение Сына Божия! Чудно, несравненно величие Девы Марии! Истинно – Она честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим!...
б) «Отныне ублажат Мя вси роди». И как не ублажать Ее всем родам, когда вси роди спасены Сыном Ея? Для чего Сын вечного Бога Отца стал Сыном Ея? Для того, чтобы обновить растленное грехом естество человеческое; для того, чтобы спасти человека от грозного проклятия правды Божией; для того, чтобы принести Себя в жертву Богу Отцу за грешных людей. Мария, Матерь Божия, есть Богом избранное орудие спасения людей, вечным советом Божиим назначенное для дела Божия. Если же Пресвятая Дева Мария удостоена высочайшего избрания Божия быть Материю Сына Божия и Спасителя мира, то почему это сделано? По особенной благодати Божией? Точно, это особенная Божия благодать. Но может ли Божия благодать противоречить правде Божией? – Конечно, не может. Итак, Матерь Божия превыше всех превознесена избранием Божиим потому, что выше всех была достойною этого избрания. Не пристанет корабль с сокровищами к берегу, если берег не имеет пристани. И тайна небесная возвратилась бы на небо, если бы Дева Мария не была достойною принятия сей тайны. Спаситель явился не прежде, как явилась Богоизбранная Мария. Разве не нужно было, чтобы среди людей грешных явилось достойное вместилище для Бога воплощеннаго? И долго очищалось и освящалось человечество в святых Божиих ветхозаветных, пока наконец явилась чистейшая Агница среди чистых агнцев Божиих – родилась святая Дева Мария, достойная соделаться вместилищем Божества.
в) Св. евангелисты мало говорят нам о Матери Божией. Но они ясно говорят о Ея ангельской чистоте и непорочности и о Ея дивном смирении. И можно ли сказать что-нибудь выше того, что говорит о Ней благовествующий ангел, указавший в Ней ангельскую чистоту и непорочность, говорящий о Ней, как о Деве – Матери Сына Божия: Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя, сказал Ей небесный вестник на Ея недоумение: како будет сие, идеже мужа не знаю; евангелисты говорят о Ея великом смирении и тем показывают, что вся «слава Дщери Царевы внутрь», что величие Ея духа тем особенно велико, что оно скрывалось в глубине духа. «Яко призре на смирение рабы Своея», свидетельствует Сама Пресвятая Дева пред лицем Божиим в Своей вдохновенной песни. И это подтверждает вся евангельская жизнь Ея. Она не искала делить славу Сына Своего, когда народ славил Его за чудеса, когда встречал Его с восклицаниями восторга: «осанна Сыну Давидову!» Когда же ослепленные враждою бесславят Божественного Сына Марии, когда они кричат: «неистов есть», тогда видим с Иисусом и Матерь Его (Мр. 3, 21, 30). Она же стоит при кресте Его, в виду ожесточенных врагов Его, стоит тогда, как самые близкие ученики оставили Его. Вот – Ея путь к славе небесной? Не больше ли говорят нам евангелисты о высоких достоинствах Пресвятой Девы Марии – своим молчанием, чем сколько они могли сказать своими словами? В молчании соблюдала Она вся «глаголы» Сына и Бога Своего (Лк. 2, 19). Прежде нежели чудесами явил Он славу Свою и «вероваша в Него ученицы Его» (Иоан. 2, 11), Она уже столько веровала в чудодейственную силу Его, что убедила Его совершить первое чудо в Кане галилейской. Так ранее других и совершеннее других веровала в Него Матерь Его и знала Его, и однако же оставалась в Своем глубоком смирении мало заметною. Какое дивное величие смирения!
«Блаженно чрево, носившее Тя», «и сосца, яже еси ссал» (Лк. 11, 27), воскликнула в восторге духа некая жена усладившаяся беседою Христовою. Что это значит? Ясная похвала Матери Иисуса Христа, и похвала, замеченная евангелистами. Никто не посмеет сказать, что эти слова жены, слушавшей Спасителя, исходили не от благочестивого сердца; никто не скажет и того, что евангелист записал эти слова без всякой цели. Напротив, соображая слова сей благоговейной жены с пророческим изречением Самой Девы Марии о будущей славе Ея, мы видим в словах жены начало исполнения пророчественных слов Самой Матери Божией о Ея всемирной славе.
III. Итак, св. евангелисты не скрыли от нас ни высоких достоинств, ни славы Матери Божией. Они сказали о Ней столько, сколько было сие угодно Господу Богу. Сын Божий считал нужным, чтобы до прославления Его человечества небесною славою не говорили о Его земной славе: тем более так подобало быть в отношении к Матери Его. Только теперь, когда Она переселилась на небо, подобало исполниться во всей полноте Ея пророческому слову: «отныне ублажат Мя вси роди».
Теперь как не ублажать Ея, когда Она, пребывая в славе Сына Своего, ходатайствует за нас пред Ним, как Матерь всех верующих в Сына Ея? Она любит нас как братий во Адаме, как детей в Сыне Ея Иисусе Христе. Она ходатайствует о нас пред Сыном по праву Матери, молит Отца небесного по праву любви Своей и Его к бедным странникам земли. Сын любит Ее как Мать; Он показал Ей любовь Свою и на земле, когда в самых болезнях крестной смерти Своей заботился о Ней и сказал возлюбленному ученику: «се Мати твоя!» (Иоан. 19, 27). Он исполняет прошения Ея как Матери, Коей повиновался в земной жизни Своей (Лк. 2, 51). Как же не быть Ей сильною ходатаицей за нас грешных на небе? Если ангелы молятся за нас, и молитвою своею преклоняют Господа ко услышанию наших молитв, то ужели ходатайство Матери Сына Божия не будет услышано пред престолом Сына и Бога Ея? О, как велико Ея ходатайство за нас! Кто прибегал к Ней и не услышан был? Кто не испытал на себе милостей Ея? Сколъко знамений Ея помощи небесной! Сколько икон, чрез которые Она являет дивные чудеса Свои! Нет града, нет веси в православном отечестве нашем, где бы не славились благодеяния Ея, где бы в честь Ея не было храмов. В глубине севера, среди льдов, согревает Она веру благодеяниями Своими; каждый день мы испытываем помощь Ея – там или здесь, явно или тайно, в кругу семейном или в глубине уединенной души. Обратимся же к Матери нашей с верою теплою, с надеждою крепкою и с простотою детскою.
Мати Божия, Мати всех уповающих на Тя! На Тя уповаем мы, немощные чада церкви православной, не остави нас в скорбях наших, спаси сильным предстательством Своим! Аминь. (Сост. по «Словам и реч.» Филарета, архиеп. черниговского).