Источник

Двадцать седьмой день.
Поучение 2-е. День Знамения Пресвятой Богородицы.

(У кого нам искать помощи против врагов видимых и невидимых?)

I. В нынешний день великое, народное торжество было некогда в древнем Новгороде. Великое было торжество, но и величайшее совершилось чудо.

Однажды враги многочисленные и страшные приступили к этому древнему городу, обложили его отовсюду своею ратию, огнем и мечем грозили сокрушить его. Смутились и устрашились бедные новгородцы; ратные силы их были невелики, средств к защите не было никаких, помощи ждать также было не от кого; что делать в таком положении? на что решиться? После долгих и многих совещаний и размышлений положили они наконец: прибегнуть к милосердому Господу Богу, обратиться с усердною мольбою к небесной Заступнице, возбранной Воеводе – Матери Божией. И вот целый народ подвигся на моление, стар и мал потекли в храмы Божии, на стогнах и распутиях раздались молитвенные вопли и стенания, жаркие слезы, теплыя мольбы потекли к небесам; – и, посудите, как важна, как много значит у Бога на теплой вере основанная, любовью поспешествуемая, надеждою воскрыляемая, единодушная, общественная молитва! – В одну ночь, после такой общественной, пламенной молитвы, архипастырь новгородский в сонном видении получил повеление изнести заутра на городскую стену икону, на которой изображена была Матерь Божия с воздетыми горе руками. Пробудившись, архипастырь принял это веление с несомненною верою и заутра, действительно, с подобающею честию, изнес на стену града святую икону и поставил оную лицом к молящемуся народу, когда началось молебное пение ко Пресвятой Богородице, враги, замыслившие сделать в это время решительный приступ к городу, вдруг смутились, смешались, дрогнули и, поражаемые невидимою силою, рассыпались и побежали! Слабой рати новгородской оставалось только поражать бегущих и собирать сокровища вражеского стана; – и вот в Новегороде, за день пред сим унылом и скорбном, – теперь всеобщее веселие, восторг, торжество величайшее! Были пред ним враги для него непобедимые, – и они рассеяны, был голод и нужда, – теперь изобилие во всем; было уныние и страх, – вдруг радость и веселие несказанное! Так Матерь Божия спасла древних новгородцев от врагов многочисленных и страшных; так Она проявила им Знамение Своей чудодейственной помощи и силы; так и неоднократно спасала Она наше отечество в годину крамол междоусобных и в тяжкие нашествия врагов иноплеменных. Так же точно спасает Она и теперь всех нас, христиане, от всяких бед и злоключений житейских и от всех врагов наших и видимых, и невидимых. –

II. а) Окружали и утесняли древних новгородцев враги, окружают и угнетают и нас враги: видимые, общественные, семейные, житейские, с их злобою, ненавистию, мщением и зложеланием; – враги невидимые, с их искушениями и соблазнами, для нас по большей части почти незаметными, – с их стрелами разженными, во дни и в нощи против нас летящими. – Опасны враги видимые и трудно бороться с ними; еще опаснее враги невидимые и несравненно труднее противоборствовать им. – Воюет против нас наша собственная плоть с ее страстями и поползновениями, – и кто не знает, как трудно бороться с этим врагом домашним! Нападает на нас и мир с своими удовольствиями и очарованиями; – воюет непрестанно, сильно воюет против нас наш древний, злейший, непримиримый враг – диавол; – сетями невидимыми опутывает он нашу душу, соблазняет сердце, разжигает плоть, – и кто не чувствовал неотразимой силы его нападений! Так много и у нас врагов сильных, страшных, опасных! И не временное пленение готовят они нам; не в темницу временную ввергнут они нас; нет, разожгут для нас жаркие страсти наши – огонь геенский, несгораемый, скуют нас удовольствия мирские пленницами мрака вечнаго, низринет нас диавол в темницу адскую, в геенну вечную! Вот чем угрожают нам враги наши, – вот какие ужасные последствия ожидают нас при нашей оплошности в войне с ними! Как же препобедить врагов этих лютых? Какими средствами избавиться от их нападений неотразимых?

б) Не было у древних новгородцев никаких естественных средств, чтобы избавиться от врагов, на них воевавших. Мало естественных средств и у нас, христиане, против врагов невидимых. Можно вооружаться рассудком против нападения страстей; но вооружение это слабо, ненадежно, и часто, часто изменяет нам среди самой битвы. – Можно вооружаться против соблазнов мирских твердостию воли, благодушным терпением, довольством своим положением; но похоть очес и гордость житейская легко ослабляют наше вооружение и, почти без сопротивления, восхищают нас в плен свой. Можно вооружаться против диавола – молитвою и постом; но молиться Богу – труд для многих утомительный, – бремя не легкое; молитвы наши, по большей части, бывают кратковременны, непостоянны, рассеянны и невнимательны; а посты от многих уже не считаются и христианскою обязанностию; есть и такие люди, что христианские посты находят для своего здоровья даже вредными, – вот как мы небрежем и злоупотребляем нашими единственными, спасительными средствами против злейшего врага – диавола! Как же нам избежать его сетей, когда мы и выпутываться из них не стараемся?

III. Остается одно – обратиться, подобно благочестивым новгородцам, к милосердому Господу Богу; прибегнуть с искреннею мольбою к общей нашей Ходатаице и Молитвеннице Матери Божией! Она всем христианам Заступница усердная, Помощница скорая, Матерь любвеобильная! Она – всех обуреваемых пристанище; Она – страстей наших укрощение и помыслов погашение, Она – невидимых врагов мучение и лукавых духов прогонительница! к Ней-то, нашей милосердой Помощнице, обратимся и ныне и непрестанно будем обращаться из глубины души зовущи: Владычице, помози на ны милосердовавши, – потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщы, Тя бо и едину надежду имамы, – и будем верить при этом несомненно, что много может молитва Матери Божией к милосердию Владыки всех Бога; будем искренно надеяться, что и нам, недостойным, откроет когда-либо Матерь любвеобильная чудо действенное Знамение Своей небесной помощи! Аминь. (Сост. по «Душепол. чтен.» за 1894 г., ноябрь).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle