Источник

Двадцать четвертый день.
Поучение 4-ое. Св. великомученица Екатерина.

(Уроки из ее жизни: а) молитва к Царице небесной о нашей верности И. Христу; б) необходимость самоотвержения христианина; в) путь в рай есть путь скорбный и другого пути в него нет).

I. Ныне ублажаемая св. великомученица Екатерина была девица царского рода, из города Александрии, дочь царя Консты. Отец ее был язычник, а мать – тайная христианка. Ея поразительная красота, блестящее образование, богатство и знатность рода, сделали ее предметом общего внимания, и молодые люди спешили к ней с предложением брачного союза, но Екатерина, несмотря на все доводы родных, отвергла брак. Мать, после долгих убеждений, решилась отправиться с нею к своему духовному отцу, надеясь, что он уговорит ее подчиниться советам матери, но старец, пораженный разумными ответами девицы – язычницы, одобрил ее намерения и долго беседовал с нею о Боге истинном и о спасении грешного мира кровию Богочеловека. Прощаясь, он вручил ей икону Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, и при этом сказал: «возьми эту священную икону и горячо молись пред ней. Это изображение Матери Того Божественного Младенца, о Котором я тебе говорил, зовут Ее Девою Марией. Если ты помолишься Ей с верою, то я уверен, что Она исполнит желание твое, и ты увидишь лице Сына Ея». Екатерина всю ночь, вся в слезах, молилась, наконец изнемогла и заснула. И видит она во сне Царицу небесную, держащую Предвечного Младенца, Который отвращает лицо Свое от нея, как недостойной смотреть на него, и слышит повеление идти к тому старцу, от которого получила икону. С радостию она поспешила к своему наставнику; он раскрыл ей истины евангельского учения и, видя ее пламенную веру, крестил. После принятия крещения, св. Екатерина еще усерднее молилась пред священным изображением, и вторично удостоилась видеть во сне Божию Матерь и Предвечного Сына Ея, с любовию теперь на нее смотревшего и вручившего благоговейной молитвеннице чудный перстень, который остался на ее руке и после пробуждения. С этой минуты она все силы своей души посвятила самоотверженной христианской жизни.

Между тем в Александрию прибыл гонитель христиан, император Максимин, и звал весь народ на языческий праздник для участия в языческих жертвоприношениях. Явилась и Екатерина. Подойдя к царю, она сказала ему: «стыдно тебе, царь, молиться бездушным богам; не будь виновником погибели такого множества людей; познай единого истинного Бога, безначального и безконечнаго, Им же и цари царствуют и мир стоит». Царь не нашелся, что отвечать, и велел явиться ей во дворец. Во дворце он спросил ее: кто она, чья дочь и какое ее учение? – «Я, отвечала Екатерина, дочь царя Консты. Изучая мудрость земную, я познала слабость и заблуждения ума человеческого и, наученная одним старцем мудрости небесной, сделалась невестою Христа, Который еще чрез пророков Своих сказал: «погублю премудрость премудрых и разумь разумных отвергну». Познай и ты Бога истиннаго, и оставь бессмысленное поклонение гнусным кумирам». – Не говори оскорбительно о богах, сказал разгневанный царь, и, боясь обнаружить полное свое бессилие, призвал пятьдесят языческих философов состязаться с св. Екатериною о вере. Долго длился спор, и святая привела их к сознанию своих заблуждений: все они признали учение христианское истинным, уверовали во Иисуса Христа и приняли смерть мучеников. Тогда твердую исповедницу заключили в темницу и морили голодом. Августа, жена царя, в сопровождении военачальника Порфирия и нескольких воинов, посетила св. Екатерину в темнице. Пораженная величием лица святой и ее вдохновенною речью, она возвратилась домой с решимостию быть христианкою. Страдания в темнице не поколебали твердую веру святой. Тогда царь велел ее всенародно колесовать; но орудие разлетелось на части. Народ, видя чудо, кричал: «велик Бог христианский!» Царица вышла из дворца и, порицая своего супруга за его жестокость и слепоту душевную, объявила себя христианкою и, осужденная на смерть, с радостию пошла на казнь. Военачальник Порфирий похоронил тело царицы, и затем и сам с воинами был казнен за веру во Христа. Не помня себя от гнева, царь приказал привести св. Екатерину в судилище. «Много ты мне причинила горя, сказал ей царь; ты лишила меня жены и самого мужественного военачальника, и мне следовало бы умертвить тебя, но поклонись моим богам и я разделю с тобою мое царство». – «Царство мое на небе, царство вечное, блаженное, отвечала исповедница, и все предложения твои, как недостойные истинной христианки, я отвергаю, напрасно ты убеждаешь меня». Тогда гневный царь произвес смертный приговор. Толпа, провожавшая св. Екатерину к месту казни, рыдала. «Не плачьте обо мне, говорила святая; это минуты моего торжества; скоро я увижу Божественного моего Жениха Христа; плачьте лучше о себе, о своем горьком заблуждении». Прийдя на место казни, св. Екатерина так молилась: «Господи, благодарю Тебя, что Ты укрепил мой дух. Простри ко мне пречистыя руки Твои и приими душу мою; прости все согрешения мои, и да омоет их кровь, которую я проливаю за Тебя». Окончив молитву, она преклонила под меч свою священную главу. Мощи ее чудно перенесены были на Синайскую гору.

II. Таково величие духа человеческого, просвещенного светом евангельского слова; такова дивная сила веры в небесные обетования Искупителя; таково могучее влияние святой, верующей души на убеждения и жизнь других. Запечатлейте, братия возлюбленные, в сердце своем чудный образ св. великомученицы.

а) Молитесь, подобно св. великомученице Екатерине, святейшей Матери Сына Божия, чтобы по Ея могущественным молитвам вы с такою же силою веры, надежды и любви всецело были преданы Божественному Искупителю мира, пролившему за грехи всего человечества Свою безценную кровь, чтобы всегда были самыми искренними и твердыми Его исповедниками, чтобы не изменили своему Спасителю при всех несчастиях и страданиях, неизбежных в жизни каждаго, при наплыве в душе всякого рода сомнений и заблуждений ума и сердца, при разнообразных веяниях ложной, развращенной мысли, которая и в наше время, как самый жестокий гонитель, фанатически преследует высокия, заветные христианские верования и убеждения.

Молитесь же, братия, пред Заступницею рода человеческого, чтобы в сердце вашем во всю жизнь неугасаемо горела святая православная вера и преданность церкви, как самый верный и драгоценнейший залог частного и общественного блага, земного и небесного блаженства.

б) Научимся, братия мои, самоотверженной любви к Господу нашему у св. великомученицы Екатерины.

Что же побуждало ее жертвовать богатством, славою, честию, наконец жизнию за исповедание Господа I. Христа? Любовь к Нему, как своему Божественному Жениху. Исповедничество и мученичество ее ради Христа есть плод всецелой любви к Господу. Самоотвержение есть естественное действие сей же любви. Она есть корень и основание всех самоотверженных действий христианина. Вот почему Спаситель и говорит: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе» (Матф. 16, 24).

Итак, если мы не имеем самоотвержения, – если не хотим ради Бога, ради славы Божией, за свое исповедание – пожертвовать выгодами земными, потерпеть страдания – значит, мы не любим своего Господа всем сердцем своим, значит, мы любим себя более, или точнее, земные блага и выгоды жизни.

аа) Посмотрим ближе на самих себя. Есть ли у нас та твердость воли, которая не преклоняется ни пред какими препятствиями, ни пред какими злоключениями, когда нужно проповедывать истину и стоять за правду? Есть ли у нас то чувство благочестия, которое не дозволяет никакой двусмысленности в поведении, в словах и делах, а напротив требует выражения его открытаго, не стесняющегося никакими обстоятельствами неблагоприятными? Едва ли многие могут дать на это положительный ответ. Не обыкновенно ли случается так, что из боязни потерять свои выгоды земныя, мы решаемся молчать, когда надобно возвышать, яко трубу, глас свой за правду? Часто храбрые на словах, мы делаемся вполне уступчивы, когда угрожают нам какие-либо неприятности в открытой борьбе за истину, или за честь и пользу ближняго, страдающего невинно.

Братия! не подобает так быть.

бб) Нередко видим на деле и то, что имеющие в сердце и веру, и любовь к Господу, из-за какого-то ложного стыда, дабы не отстать от других, поддакивают рассуждениям о предметах веры неправильным, оскорбительным для Бога, кажутся разделяющими совершенно ложные мнения, в ущерб своей совести, но в угоду и из ласкательства другим по чему-нибудь нужным им людям. Есть ли тут самоотвержение? Нет его в таковых христианах ни сколько. А Иисус Христос сказал: «иже аще постыдится Мене и Моих словес, сего Сын человеческий постыдится, егда приидет во славе Своей, и Отчей, и святых ангел» (Лук. 9, 26).

вв) Еще чаще бывает с нами крайняя неровность в образе нашей жизни. Найдет беда, постигнут нас несчастия, мы делаемся набожными, молимся, даже плачем пред Богом, прося Его милости. Но пройдет гроза, обстоятельства переменились, счастие улыбнулось нам, и мы забываем Бога, прежняго благочестия как не бывало; образ жизни изменился, сердце, размягченное скорбями и бедствиями, опять ожесточилось в своих чувствованиях к Богу и людям. А такое непостоянство – крайне неприятно Богу и очень предосудительно для нас. (См. «Слова и речи» Леонтия, митр. моск., т. ИI, стр. 37–38)

в) Научимся, наконец, братия-христиане, у св. великомученицы Екатерины той истине, что путь в рай есть путь скорбный и другого пути нет в него.

Да, путь в рай есть путь скорбный, и другого пути в него нет. И входит в рай только тот, кто с терпением и без ропота, ради Бога, перенесет все скорби мирские и этими добродетелями: терпением и безропотностию, диавола, заграждающего путь в рай, победит. Вот два примера, объясняющие эту истину.

«Когда св. мученица Перпетуя», отвергши идольское нечестие, уверовала во Христа и крестилась, тогда она имела следующее видение: узрела она златую лестницу, которая простиралась от земли до неба; по обеим сторонам лестницы лежало множество железного оружия: мечей, ножей, бритв, копий, крюков, гвоздей и других орудий казни; под лестницею же на первой ступени ее был огромный, пресмыкающийся змей, не допускавший к лестнице желавших входить по ней. Но вот является один из крестившихся вместе с Перпетуей святый юноша, по имени Сатир, не обращает никакого внимания на змия, смело идет вверх по лестнице и достигает вершины ея. Сверху Сатир сказал Перпетуе: «Перпетуя, я жду тебя; но остерегайся, чтобы не ужалил тебя змий». Перпетуя отвечала: «надеясь на помощь Господа Иисуса Христа, я не боюсь змия!» И с этими словами смело стала на голову змия, затем стала восходить по лестнице, и, когда достигла вершины ея, увидела прекрасные селения райские и множество людей, бывших в них. Этим видение кончилось, и Перпетуя убедилась из него, что на земле ее ждут одне лишь скорби и страдания. И в убеждении своем она не обманулась; ибо сначала претерпела узы и темницу, а за ними приняла и мученическую смерть за Христа. (Ч.-М. 1 Февраля).

Другой пример: раз «св. Андрей, Христа ради юродивый», увидел себя в чертогах райских пред Царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое, и сказал: «таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни!» потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «такова пища Моим служителям, претерпевшим все до конца!» (См. кн. нашу: «Уроки и примеры христ. веры», 4 изд., стр. 697–8).

Эти примеры, надеемся, сильны для того, чтобы убедить вас в истине, что подлинно путь в рай есть путь скорбный и что другого пути в него нет. Если же так, то и представляйте чаще, что земля не рай, а изгнание из рая; оставьте заблуждение усиливаться место изгнания паки обратить в рай сладости и чаще приводите себе на память слова Спасителя: «в мире скорбни будете» (Иоан. ХУИ, 33). «Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачете и возрыдаете» (Иоан. XVI, 20). Когда все это постоянно будем содержать в уме и сердце, тогда и дух мужества и терпения в нас явится, и нам несравненно легче будет переносить все горести и беспокойства, которые здесь встречаются на каждом шагу, и в бедствиях мы останемся непоколебимыми, как скала, и поймем, что истинное счастие не на земле, а на небе, что царство наше, наше истинное блаженство на небе за гробом, царство вечное, блаженное, как отвечала св. великомученица Екатерина на обольщения своего мучителя. А когда поймем и усвоим это, тогда не только не станем малодушествовать в бедствиях, но и при них же будем иногда иметь такие отраду и утешение, о которыхь человек плотский и греховный и помыслить не может. (Свящ. Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle