Источник

Двадцать третий день.
Поучение 3-е. Святитель Митрофан воронежский.

(Христианские средства для приобретения богатства).

I. Святитель Митрофан, в честь которого собрались мы, братие, ныне в сей храм, пред своею смертию написал духовное завещание, которое составляет замечательный памятник архипастырской деятельности святителя. В нем святитель преподает советы пастырям церкви, судиям, начальникам, а в заключение завещания всем христианам говорит: «употреби труд, храни мерность: богат будеши. Воздержно пий, мало яждь: здрав будеши. Твори благо, бегай злаго: спасен будеши». Кратко это заключение, но оно, обнимая блага временной и вечной жизни, поражает каждого внимательного христианина своею глубиною и меткостию.

II. В назидание наше сегодня остановим внимание на первой части приведенного заключения из завещания святителя Митрофана, которая каждому из нас говорит: «употреби труд, храни мерность: богат будеши».

Богатство – вот благо, которое многие из нас ставят выше всех благ на земле, – в котором полагают свое счастие и за которым гоняются всю жизнь с неослабным усердием. И чего только не предпринимают люди для приобретения богатства? То они отказывают себе в удовлетворении самых насущных потребностей и мало-по-малу впадают в скупость, которая омрачает ум и иссушает сердце, делает человека жестоким и несострадательным к чужим горестям, заставляет его алчными взорами глядеть на всякое чужое добро. То они пускаются в легкомысленные и нечестные предприятия, расчитывая на скорую и легкую наживу, а вместо того теряя иногда то, чем владели. То они мечтают о больших выигрышах и бросаются на всякие благотворительные розыгрыши не для того, чтобы оказать помощь страждущим, а для того только, чтобы достать крупный выигрыш. То они для скорейшей наживы пускаются на разные обманы и подлоги, воровство и иногда даже убийство. Стремление быстро наживать состояние породило у нас такое множество всякой подделки в нашей пище, питии и одежде, что мы живем под страхом за свое здоровье, а потому и за свою жизнь. Таким образом от всех хлопот о приобретении богатства страдают и мучатся все: и те, которые наживают, и те, на чей счет наживаются. А между тем, как просты и общедоступны те средства для снискания богатства, которые предлагает великий воронежский святитель Митрофан. «Употреби труд, храни мерность: богат будеши», говорит он.

а) Итак кто из вас, братие, хочет быть богатым, тот пусть будет трудолюбивым. Труд телесный развивает и укрепляет наши силы телесныя, а труд умственный развивает и укрепляет силы душевныя. Труд упорядочивает нашу жизнь, научая нас ценить отдохновение от трудов и заставляя нас искать отдыха во время. Ленивому и бездеятельному никогда не бывает отдых так сладок и так полезен, как человеку трудящемуся. Труд дает человеку крепкий сон, ободряющий и укрепляющий его; труд делает для человека самую простую и неизысканную пищу вкусною и питательною. Труд дает человеку цветущее здоровье, доброе расположение духа, а отсюда – долголетнее и мирное житие. Спокойна совесть у человека, заработывающего хлеб своими трудами. Миром и покоем душевным и телесным благословляет Бог трудолюбивыя семейства, в трудах навыкающия чтить Бога и Господа, святую церковь и ее установления, повиноваться власти и закону. Труд потому имеет огромное значение государственное. Силен и крепок тот народ, в котором все трудятся над делами своего звания, как пчелы в улье, и не находят никакого удовольствия в бездействии и тунеядстве. Мощно то царство, где каждый честно работает над чем-нибудь и никто не стремится жить без труда на счет других. Общее народное благосостояние есть удел такого счастливого царства. Вот где наше народное личное богатство – в труде. Трудись и будешь богат здоровьем и силами телесными и душевными; трудись – и будешь богат благами земными – плодами трудов твоих; трудись и будешь богат бодростию и веселием; трудись и будешь богат миром и спокойствием внешним и внутренним; трудись всякий по силам и вноси свою долю в общее богатство народа и царства, к которому принадлежишь.

б) Если к труду присоединить другое средство для приобретения богатства, указанное святителем Митрофаном и названное им «мерностию», то каждому, пользующемуся этими средствами, можно считать себя обеспеченным в жизни. Мерность есть умеренность во всем. Каждому из нас во всем: в трудах и занятиях, в пище и одежде, в удовольствиях и развлечениях, в забавах и увеселениях также, как в скорбях и печалях, нужно знать меру и из пределов ее не выходить. Умеренность может ограничить наши телесные потребности до весьма малых размеров. Умеренность даст нам такое довольство малым, какого часто не имеют люди, обладающие несметными средствами. Умеренность избавит нас от крайне вредного недовольства своим состоянием и даже «разочарования», жизнию, от зависти, вражды и ссор, предохранит нас от объядения и пьянства, спасет нас от всех других плотских страстей и пороков. Умеренность заставит нас в самых трудах не доходить до изнеможения, не браться за занятия непосильныя, а потому вредные для нас. Умеренность не допустит, чтобы мы проводили время в разлуке и непристойном веселье. Умеренность и в горе даст бодрость и силу перенести его, обращая наше сердце к Тому, Кто по премудрым планам, устрояя наше спасение, посылает нам разные скорби, дабы избавить нас от порочной жизни, дабы отвлечь от пристрастия к земле и плоти и предотвратить от разных опасных для нас искушений. При умеренности во всем образе жизни, сколько сбережется у человека и сил, и здоровья, и средств! Воистину в ней великое богатство для всякого из нас. Будь, возлюбленный брат, умерен во всем в жизни – и ты будешь доволен своим жребием, здоров, весел и счастлив, на сколько то доступно человеку в здешней жизни.

Чтобы убедиться в том, что слова святителя Митрофана о труде и умеренности справедливы, нам, братие, стоит только оглянуться кругом себя. Кто у нас беден и нищ, кто скитается по всему свету без дела и занятий, составляя бремя для отдельных лиц и целых обществ? Тот, кто не хочет трудиться, – кто приобык к нищенству, обратившемуся в постыдное ремесло, – кто предается пьянству и всякому невоздержанию, – кого родители с юных лет не приучили к труду и на кого не наложили узду умеренности и воздержания. Бедны и нищи, жалки и несчастны такие люди.

В нынешнее время, когда почти все жалуются на тяготы и беды жизни, примем все к сердцу наставление великого святителя Митрофана о труде и умеренности. Не без оснований, в укор нашему времени, как на причину наших бед часто указывают на Божие наказание за то, что люди не хотят жить по Божьему закону: трудолюбиво и честно, умеренно и воздержно. Земледельцы не видят хороших урожаев на своих нивах потому, что не хотят должным образом обработать свою кормилицу – землю. Ремесленники и фабричные рабочие живут в бедности и убожестве потому, что не только воскресные и праздничные дни посвящают не Богу и заботе о душе своей, а даже и многие рабочие дни проводят в пьянстве и распутстве. И торговцы часто не богатеют потому, что не хотят по совести и для Бога богатеть, а лишь для того, чтобы проводить жизнь в неумеренной роскоши и удовольствиях.

III. Помолимся, братие, великому угоднику Божию, святителю Митрофану, да поможет он своим ходатайством пред Богом всем сынам России приобрести и сохранить добрые навыки к труду и умеренности. И все мы постараемся всеми силами в жизни следовать завещанию святителя: «употреби труд, храни мерность». Аминь. (Извлеч. из «Слов, речей и поучений» прот. Е. Мегорского с небольш. допол. и изменениями).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle