Месяц ноябрь
Двадцать первый день.
Поучение 3-е. Введение во храм Пресвятыя Богородицы.
(Что нужно, чтобы хождение в храм Божий приносило пользу?)
I. Праведные родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, дали обет посвятить Богу на служение в храме Его дитя свое, если Бог им дарует его. Господь даровал им пресвятую и преблагословенную Деву Марию, честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафимов. Они исполнили свой обет. Чрез три года по рождении преблагословенная Дева введена была во храм. Вот как изображает это событие церковное предание. Иоаким и Анна созвали в Назарет всех своих родственников, собрали дев, приготовили свечи. По прибытии из Назарета в Иерусалим, торжественное шествие направилось к храму, впереди шли девы со свечами и пели, за ними следовали родственники, соседи и знакомые. Св. Деву встретил первосвященник с священниками. В храм вели 15 ступеней. Юную Марию родители поставили только на первую ступень и, когда сняли с нея дорожные одежды и одели в лучшие одежды праздничныя, то Она, никем не поддерживаемая, взошла по всем ступеням, как взрослая. Все удивились этому. Но первосвященник, руководимый Духом Святым, совершил дело еще более для всех удивительное. Он ввел Отроковицу В самое святое святых, где находился кивот завета, куда по закону дозволено было входить только одному первосвященнику и то однажды в год. Это показывало великое предназначение отроковицы и сами ангелы, видевшие вхождение Пречистой во святая святых, удивились. При храме иерусалимском были построены здания, в которых жили девы и вдовицы, посвятившие себя Богу. Здесь-то поселилас и св. Дева Мария. Она проводила время в молитве, в чтении слова Божия и занятиях рукоделием; все удивлялись Ея благочестию.
II. Родители Пресвятой Девы, умоляя Бога о даровании им чада, ничем другим не обещались благодарить Его, как только тем, что родившееся отроча они приведут в храм Божий, на служение Богу. И Сама Пресвятая Дева ничем столь много не угодила Богу, как непрестанным и достойным присутствием в храме Божием, которое, возведя Ее на величайшую степень святости, соделало Преблагословенную Деву Марию Материю Господа, честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов.
Чтобы хождение в храм Божий и пребывание в нем, особенно при совершении безкровной жертвы Тела и Крови Христовой, приносило нам пользу, мы должны знать, как вести себя прежде вхождения в храм Божий, во время пребывания в храме Божием и по выходе из храма Божия.
а) Идущий в храм для молитвы должен приготовить себя к тому. «Прежде, даже не помолишися, уготови себе» (Сир. 18, 23). Прежде, нежели пойдешь ты в храм Божий, спроси себя самого: куда и для чего идешь ты? Ты идешь в храм Божий, где должен будешь предстать пред лице Всемогущего Бога, должен видеть совершение великого таинства; ты идешь туда для того, чтобы пред лицем небесного Судии исповедать грехи и слезами покаяния омыть душу свою, оскверненную грехами; чтобы участвовать в принесении Богу безкровной жертвы за грехи твои, если не приобщением Тела и Крови Христовой, то, по крайней мере, верою и молитвою. Размышление о столь высокой цели хождения в храм Божий много может способствовать христианину к достойному присутствованию в нем.
б) Входить в храм Божий мы должны с великим благоговением, стоять в нем не с рассеянностию и невниманием, как делают некоторые, а с глубоким вниманием к себе самим. Пришедши в храм Божий, пред лице Всевидящего Бога, мы должны представить пред очи души своей того мытаря, который, несмотря на свои безчисленные неправды и беззакония, умел с такою пользою для души своей прийти в храм Божий, что «сниде оправдан в дом свой» (Лк. 18, 14). По крайней мере здесь, хоть на краткое время, мы должны отложить всякое житейское попечение, забыть о мире, вспомнить о душе своей, своими мыслями устремиться к небу, к Богу. Здесь, пред лицем Божиим, должны разобрать совесть свою беспристрастно, вспомнить о грехах, соделанных нами, коими мы оскорбили Создателя своего; представить пред очи свои безконечную к нам любовь Отца небеснаго, по которой Он не только не погубил нас в минуты беззаконий, но еще Сам выходит к нам на встречу, чтобы облобызать нас, как облобызал Он блудного сына. Пусть всякий вспомнит здесь, что для нашего спасения единородный Сын Божий таинственно закалается на жертвеннике, чтобы Своею кровию искупить нас от праведного гнева Божия. Такие и подобные чувствования христианин должен пробуждать в душе своей, чтобы присутствие в храме Божием не соделалось для него не только бесплодным, но и опасным.
в) Благочестие христианина не должно ограничиваться только присутствием в св. храме. Св. храм есть духовная врачебница для человека, откуда он должен почерпать врачевство для души своей. Для больного не довольно еще, чтобы только выслушать советы от врача, он должен стараться по уходе от него исполнять их. И для человека, одержимого болезнями духовными, не довольно, чтобы только в св. храме выслушать спасительные советы от св. апостолов и евангелистов: он должен по выходе из храма приводить их в действие. Он должен стараться припомнить все слышанное им в храме; по выходе из храма не тотчас должен предаваться мирским занятиям, а употребить хоть несколько времени на размышление о том, что слышал и видел он во св. храме; должен дать себе строгий отчет в проведенном там времени и спросить себя самого: что приобрел он от присутствования во св. храме? Не прогневал ли в чем Бога, находясь пред лицем Его? О чем тогда он помышлял? На что обращал особенное внимание? Какие чувствования пробуждались в душе его при совершении таинства причащения? Такие и подобные мысли необходимо должен пробуждать в душе своей христианин по выходе из святого храма.
III. Присутствование в храме Божием не останется для нас, братие, бесплодным, низведет на нас Божие благоволение, если, стоя в нем, не будем забывать, что мы стоим в доме Божием, образующем собою небо, в доме молитвы, где совершаются великие и страшные таинства; если будем стоять в нем со вниманием, благоговением и страхом Божиим. (Сост. по проп. прот. Романовского).