Месяц ноябрь
Двадцать первый день.
Поучение 4-ое. Введение во храм Пресвятыя Богородицы.
(О пользе церковного богослужения для детей).
I. Родители Пресвятыя Девы Марии, Богоотцы Иоаким и Анна, будучи долгое время бездетны, молили Бога даровать им дитя; и если Бог даст, обещались посвятить его Богу на житие и служение в храме.
Усердная молитва праведников не остается тщетною: Бог даровал Иоакиму и Анне Дщерь, которую они назвали Мариею. Три года Она жила у них дома; на четвертом, по данному обету, Она была приведена ими в храм; тут лик поющих священников и левитов встретил Ее, а первосвященник торжественно благословил и ввел Ее даже во святая святых, куда и сам по закону мог входить однажды в год, чем было предуказано на высшее назначение честнейшей херувимов и славнейшей без сравнения серафимов. Таким образом Она осталась жить и жила неисходно до известного времени при иерусалимском храме. Сие то введение святыя Девы во храм ныне празднует святая церковь.
Итак, Пресвятая Дева Мария с трех лет начала жить в храме, с трех лет начала служить Богу. Ужели же могла быть какая-нибудь польза от столь раннего занятия? Ужели трехлетний младенец может что-нибудь понимать и перенимать? Не только трехлетние, даже двухлетние и однолетние младенцы могут многое понимать и перенимать: могут запомнить наименование столь различных вещей и научаются говорить. Родители Пресвятой Девы Марии премудро сделали, что так рано отпустили Ее жить в храм. Там все мирское от Нея было скрыто; Она видела и слышала божественное; Она жила и дышала божественным.
II. И христианские родители к Богу должны приводить, пред Него должны ставить своих детей в том священном училище, которое называется церковию. Как красоту природы младенец очень рано начинает узнавать и любить посредством простого созерцания, так и в церкви приобретаются первыя представления о Боге чрез созерцание изображений, священнодействий, указующих на мир духовный, на Бога.
а) Мать или отец, «первые предметы любви и нежности дитяти», стоит с благоговейным выражением лица и молится дома пред иконою Спасителя: дитя посмотрит то на мать, или отца, то на образ, и не нуждается в длинных объяснениях того, что это значит. Вот первый урок Богопознания.
б) Дитя в храме: благолепие храма, освещение, светлыя облачения священнослужащих, пение и безмолвное предстояние молящихся, обращенных к алтарю, священные действия, отсутствие предметов обыденной жизни, запрещение неблагоговейных движений, требование внимания к чему-то высшему, особенному – это для дитяти безмолвные уроки благоговения пред Богом, с которыми не могут сравниться никакие словесные назидания.
«В храме стояще, на небеси стояти мним», говорится в одной церковной песни.
в) И действительно, святые храмы наши с своею благолепною обстановкою и чином, с своим богослужебным порядком, суть как бы небо на земле; все веет здесь небесным, духовным, все отрешает душу от земли, устремляет к небу и возводит к Богу. Этого обилия благодатных влияний и самой благодати Божией лишают родители своих детей, не нося их в храм для приобщения св. таин и не приводя в раннем возрасте в церковь по тому пустому и неразумному предлогу, что дитя будто бы ничего не понимает. Здесь собственно воспитывается религиозное чувство, главный двигатель духовной жизни. Потеря этого времени и этого способа развития сердца есть потеря невознаградимая. Сердце, которым овладели уже иные впечатления и склонности, будет тупо и глухо к впечатлениям духовным.
г) Про нынешнее молодое поколение говорят и пишут, что оно испорчено очень, т.е. некоторые из молодого поколения ведут себя очень худо. Знаете ли, кто эти испорченные, эти худые из молодого поколения? Это те из них, которые к церкви Божией не приучены, которые в церковь не ходят, учения церкви не знают, правил церкви не исполняют, уставам ее не следуют, постов не хранят, праздников не почитают. Будь они от раннего младенчества приучены к церкви Божей, они никогда бы так не испортились. Итак, кто причиною испорченности нынешняго молодого поколения? Тот, кто не приучил его к церкви Божией. Прежде всех виноваты отцы и матери.
III. Приучайте же прежде всего детей ваших к церкви Божией, так приучайте, чтобы они полюбили ее, свою родную, святую мать, а после этого учите всему, чему угодно и чему находите нужным учить. Только знайте, что школы и различные учебные заведения без религии, без христианского благочестия все равно, что больница без лекарств, дом без окон и светильника. Очевидным доказательством этого служат питомцы современной безбожной науки, одичавшие нравственно! (Сост. по проп. прот. Р. Путятина).