Месяц ноябрь
Четырнадцатый день.
Поучение 2-ое. День рождения вдовствующей Государыни Императрицы Марии Феодоровны.
(Назначение человека).
I. Светло празднуя ныне, братие, рождение Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, ныне вдовствующей, мы имеем прекрасный случай – размыслить о том, с какою целию все мы родились в мир.
II. а) Первое наше назначение заключается в нас же самих. «Святи будите, яко Аз свят Господь Бог ваш» (Лев. 19, 2): вот в чем состоит оно. Каждое существо в мире прежде всего обязано быть тем, чем быть создано; а потому и каждый человек прежде всего обязан быть человеком. Бог даровал вам известные силы, известные способности, известные законы: наш первый долг соблюсти эти силы, способности и законы в том самом виде, в каком прияли их из рук Творца, во всей их чистоте, целости и неповрежденности, и потом пользоваться этими силами и способностями, развивать их, усовершать, словом – жить и действовать не иначе, как по тем законам, какие начертаны в нашей совести и сердце. Тогда мы, точно, будем людьми, будем тем, чем должны быть, по намерению своего Создателя. А сие-то соблюдение нами чистоты и невинности, сия-то жизнь и деятельность по нравственным законам и будет святость наша (1Солун. 4, 3).
Но, увы, скажете вы, как нам соблюдать невинность, когда мы потеряли ее еще в своих прародителях: как нам жить и действовать по нравственным законам, когда к нарушению их мы чувствуем в себе почти неодолимое влечение; как нам быть святыми, когда, зачатые и рожденные во грехах, мы нечисты с ног до главы? «Измыйтеся и чисти будете» (Ис. 1, 16). – ответствует нам на это Сам же Вседержитель устами Своего пророка. Где и как измыться? Он даровал нам, всеблагий, и нужные средства к тому в христианстве. Здесь находятся две духовные купели, способные омыть все грехи человечества, – купель крещения: это для тех, которые не вступили еще в церковь Христову, и купель покаяния: это для тех, которые, соделавшись уже христианами, снова успели осквернить себя разными пороками. Приступайте только к сей последней купели с искреннею верою во Христа-Спасителя, с искренным раскаянием во грехах, с искренным желанием впредь жить благочестиво, – и вы несомненно выйдете из нея совершенно чистыми, новыми и непорочными пред Богом.
б) Второе наше назначение заключается в наших ближних, а потому и заповедует нам Господь: «возлюбиши ближняго своего, яко сам себе» (Марк. 12, 31). Посмотрите внимательнее на окружающую нас природу: найдете ли вы в ней хотя одно существо, которое бы жило совершенно отдельно от прочих и только для самого себя? Совсем напротив: вы увидите, что там все создания Божии существуют не столько для себя, сколько на служение друг другу. Чему, например, не служат огонь, вода, воздух и прочия стихии? Чему не служат камни, растения и животныя? В природе все соединено самыми тесными, неразрывными узами, все содействует друг другу, все поддерживается, развивается и процветает не иначе как посредством взаимного самопожертвования существ, простирающегося нередко до пожертвования жизнию. Так точно должно быть и между нами; – и должно быть даже в совершеннейшем виде: потому что мы лучшие из созданий Божиих на земле, которым подобает не столько подражать неразумным тварям, сколько быть для них образцем. «Мы – существа разумныя» – должны понимать, что для того именно и наделил Творец каждого из нас различными способностями и дарованиями, чтобы мы, нуждаясь друг в друге, тем теснее соединялись между собою в благоустроенные общества, и пользовались взаимною помощию. Должны памятовать, что «мы братья» между собою, как дети одного Отца небеснаго, давшего нам бытие; что мы братья между собою, как дети и одного отца земного, одного прародителя рода человеческого – Адама. В частности, «мы» – «христиане», должны памятовать еще об одном своем родстве – самом важном и священнейшем, родстве во Христе Иисусе, Который для того, между прочим, и взошел на крест, чтобы разрушить все преграды, дотоле разделявшие людей между собою (Еф. 2, 14–20); чтобы из всех людей составить единое стадо, единое царство Божие, и потому заповедал Своим последователям: «о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою» (Иоан. 13, 35). Кто ж имеет столько побуждений, и побуждений таких высоких и священных – жить для ближних, как не мы, последователи Христа Спасителя?
в) Наконец, самое главное и высочайшее наше назначение, которому должны быть подчинены оба, доселе указанныя, заключается в Самом Боге, и выражено для нас в Его святой заповеди: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею» (Марк. 12, 30). Он есть наш Творец, даровавший нам бытие и все совершенства души и тела, по единой Своей благости; Он наш Отец – Промыслитель, пекущийся о каждом из нас в такой степени, что и один волос с главы нашей не падает без Его воли. И как же нам не любить Его более всех и всего, не любить всеми силами своими? Как нам не отзываться на голос св. апостола: «прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия» (1Кор. 6,10), и «аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите», «вся во славу Божию творите» (1Кор. 10, 31)? Господь же, с другой стороны, есть и последняя цель всех наших стремлений: созданные по образу Его и по подобию, мы естественно влечемся к Нему всем своим существом; в Нем окончательное успокоение для нашего ума, жаждущего истины и правды; в Нем окончательное успокоение – для нашей воли, ищущей добра и совершенства; в Нем окончательное успокоение и для нашего чувства или сердца, алчущего блаженства. Как же нам не любить Его более всех и всего, как не прославлять Его, как не жить для Него по преимуществу и даже исключительно? Но и еще не все: Он, безконечная милость и любовь, для спасения нас грешных не пощадил Самого единородного Сына Своего, но за нас всех предал есть Его, «да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный» (Иоан. 3, 16). Он низпослал для нас на землю Самого Всесвятого Духа Своего, изливающегося в сердца наши Своими благодатными дарами, и возраждающаго, освящающего и усовершающего нас для, жизни вечной. Он же, наконец, Отец наш небесный, еще от сложения мира уготовал для нас у Себя царствие, и с отверстыми объятиями ожидает нас к Себе для нескончаемого блаженства... За такие ли неизреченные дела любви нам не воздавать Господу взаимною, совершеннейшею любовию, – не жить для Него одного, не жертвовать всем во славу Его имени?
III. Научимся же иметь всегда пред очами своими тройственную цель, дла которой мы рождаемся в этот мир. Научимся стремиться к ней со всем усердием впродолжении своей земной жизни, чтобы наконец и вам, при помощи Божией, достигнуть последняго назначения своего и вечного успокоения в лоне Отца небеснаго. Аминь. (Сост. по «Словам и речам» Макария, еписк. тамбовск. и шац. том И).