Источник

Третий день.
Св. мученик Дионисий ареопагит.

(Кто наследует живот вечный?)

I. Св. Дионисий ареопагит, память коего совершается ныне, родился в городе Афинах. Получив образование в лучшей афинской школе, Дионисий не удовольствовался приобретенными познаниями и отправился в Египет изучать мудрость жрецов и особенно астрономию. В бытность свою там, он видел необыкновенное затмение солнца, сопровождавшее смерть Спасителя и сказал: «вероятно страждет Сам Бог». По возвращении в Афины он был избран в члены высшего судебного места – ареопага, почему и называется «ареопагитом». Когда ап. Павел посетил Афины, то он явился в ареопаг и начал проповедывать Христа распятаго, и сообщил Дионисию о неведомом для него Боге, Спасителе мира. Дионисий крестился, быстро начал преуспевать в познании истинного Бога и был поставлен епископом афинским. Он удостоился быть при кончине Божией Матери, а потом отправился на проповедь по разным странам. Зашедши в Галлию, он усечен был мечем в г. Париже.

II. Св. священномученик Дионисий, обратившийся от богов язычества к вере в истинного Бога и своею мученическою смертию запечатлевший свою живую и деятельную веру, наследовал жизнь вечную.

Что же и нам, братия-христиане, делать, чтобы по примеру св. священномученика Дионисия также наследовать жизнь вечную? Запечатлеть свою живую веру в Бога мученическою смертию мы не можем теперь, ибо, благодаря Богу, теперь ни в нашем отечестве, ни в других христианских странах, нет такого гонения на христиан, какое было во времена язычества. Между тем всякий христианин желает после смерти своей не лишиться царствия небеснаго. Что же нужно делать для этого? Обратимся к слову Божию и оно наставит нас на всякую истину.

А. Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения вечного живота или вечного блаженства, без сомнения, всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или предъявлял нужным для получения вечного блаженства Сам I. Христос.

а) I. Христос предъявлял нужною для получения живота вечнаго, или вечного блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: «якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк, веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Онь», «не погибнет», «но имать живот вечный» (Иоан. 3, 14–16).

б) I. Христос объявлял нужною для получения жизни вечной любовь к Богу и ближнему, именно: когда спрашивал I. Христа законник: «что сотворив живот вечный наследую»? и когда Господь спросил его: «в законе что написано?» а тот отвечал: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе»: тогда Господь ему сказал: «сие сотвори, и жив будеши» (Лук. 10, 25–28).

в) I. Христос предъявлял нужным для получения живота вечного соблюдение всех заповедей Божиих, именно: когда некоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивал Господа: «что благо сотворю, да имам живот вечный?» тогда Господь ему сказал: «аще ли хощеши внити в живот, соблюди, заповеди» (Матф. 19, 17).

г) I. Христос учил, что живот вечный получат оставляющие и отвергающие все, что препятствует им прилепляться к Нему всем сердцем. Ибо так Он сказал Своим ученикам: «всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада», (без сомнения в том только случае, если они отвлекают его от Христа и христианской жизни), «или села, имене Моего ради, сторицею приимет, и живот вечный наследит» (Мф. 19, 29).

д) I. Христос предъявлял, что живот вечный получат все овцы, которые внимательно слушают Его слово и следуют Ему в жизни. Ибо так Он сказал: «овцы Мои гласа Моего слушают, и по Мне грядут: и Аз живот вечный дам им» (Иоан. 10, 27. 28).

е) I. Христос учил, что живот вечный получат все достойно причащающиеся Его св. тела и крови. Ибо так Он сказал: «Аз есмь хлеб животный, сшедый с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки. ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, жив будет во веки» (Иоан. 6, 51. 54).

ж) I. Христос предъявлял еще посредством святого пророка в завете ветхом, что жизнь вечную получат приносящие истинное покаяние. Ибо так сказано: «беззаконник аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд и правду и милость, жизнию поживет, и не умрет» (Иезек. 18, 21).

з) Наконец и св. апостол объявляет, что живот вечный получат люди, делающие в жизни добрыя дела; ибо так он сказал: Бог «воздаст коемуждо по делом его: овым убо по терпению дела благаго, славы и чести и нетления ищущим, живот вечный» (Рим. 2, 6. 7).

и) Вечную жизнь наследовать могут только те, которые живут в ограде православной церкви, как верные и послушные ее чада. Так как I. Христос по изречению св. апостола Павла есть глава церкви и Той есть спаситель тела: то дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, т. е. кафолической церкви. Помните, братие, что без послушания св. православной церкви, без тесного союза с нею нельзя спастись, хотя бы кто и кровь свою пролил за I. Христа. Помните, возлюбленные, грозные слова Спасителя: аще же и церковь преслушает (брат твой), буди тебе яко же язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Берегитесь посему лжеучителей, желающих отторгнуть вас от послушания св. церкви!

Вот что нам должно делать, чтобы наследовать живот вечный.

Б. На вопрос: что должно делать, чтобы наследовать живот вечный, можно дать и другой ответ, «со стороны противной», именно:

а) Вечного живота не наследуют все, неверующие в I. Христа: ибо «иже не верует в Сына Божия», сказал Иоанн Креститель, «не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3, 36).

б) Вечного живота не наследуют все те, которые в настоящей жизни не ходят узкими вратами Господних заповедей; ибо Господь сказал: «узкая врата и тесный путь вводяй в живот; а пространная врата и широкий путь вводяй» «в пагубу» (Матф. 7, 14. 13).

в) Вечного живота не наследуют все беспорядочно привязанные любовию к чему-нибудь созданному Богом, как ни было бы то нам важно, или дорого, или любезно: ибо «иже любит», говорит Господь, «отца или матерь, паче Мене, несть Мене достоин» (Матф. 10, 37).

г) Не наследуют вечного живота все остающиеся без истинного покаяния. «Во гресе вашем умрете», сказал Господь нераскаянным иудеям (Иоан. 8, 21).

д) Не наследуют вечного живота все не причащающиеся плоти и крови Господа I. Христа; ибо так сказал Господ: «аще не снесте плоти Сына человеческого, ни пиете крове Его, живота не имате в себе» (Иоан. 6, 53)

е) Наконец, не наследуют живота вечного все те, которые, боясь трудностей, не преодолевают в себе греховных вожделений, но дают им действовать в себе до конца жизни, и с ними умирают. Ибо так сказал Господь: «побеждаяй наследит вся: страшливым же и неверным, и скверным и убийцам, и блуд творящим, и чары творящим, идоложерцем и всем лживым, часть им в езере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая» (Апокал. 21, 7. 8).

III. Веруйте в Господа все, кто не желает потерять живота вечнаго! Оставьте жизнь противную Его заповедям, и живите по заповедям Его, приносите истинное покаяние, чаще причащайтесь тела и крови Его; – и вы непременно будете иметь живот вечный. (Сост. свящ. Г. Д-ко с дополн. по «Словам или беседам на все воскр. и праздн. Дни» Григория, архиеп. казанск. и свияжск., т. I, стр. 315–321).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle