Источник

Двадцать седьмой день.
Поучение 1-ое. Св. муч. Капитолина.

(Богатство и бедность в отношении к спасению человека).

I. Св. мученица Капитолина, память коей совершается ныне, была из Каппадокии и происходила от богатой и знатной фамилии. Приняв христианскую веру и услышав проповедь о том, «как трудно богатому войти в царство небесное», она раздала все свое имение и отпустила рабов своих на волю. Когда узнал об этом начальник Каппадокии Зелекинфий, то заключил ее в темницу, затем, выведя из темницы, требовал, чтобы она принесла жертву каппадокийскому идолу Серапису. Капитолина отказалась, и ей отсекли голову. Скончалась св. мученица в 304 г. по Р. Хр.

Мы видели, братия, что св. муч. Капитолина, услышав евангельскую проповедь о том, как трудно богатому войти в царствие небесное, владея великим богатством, раздала все свое имение и отпустила рабов, дабы с большим удобством следовать учению I. Христа. Таким образом, она нашла, что при бедности, или по крайней мере при отсутствии великих земных стяжаний, ей легче войти в царствие Божие, которое действительно и наследовала, увенчавшись венцом мученическим. Рассматривая жизнь богатых людей, не редко весьма сильно располагающую их идти широким путем, ведущим в пагубу, мы действительно должны сказать, что трудно богатому войти в царствие небесное, по причине множества искушений ко греху, хотя, с другой стороны и бедность, доводящую до нищеты, мы не можем назвать всегда и для всех благоприятствующею нашему спасению, так как она порождает нередко зависть, ропот на Бога и др. грехи.

II. Рассмотрим же, братие, подробнее, как действуют на человека богатство и бедность в деле его спасения.

а) Не должно скрывать от себя, что, при испорченности воли нашей, богатство может поставлять великие препятствия на пути к царствию Божию. Сам Господь сказал: «яко неудобь богатый внидет в царствие небесное». И апостол свидетельствует, что «хотящии богатитися впадают в напасти и сети и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человека во всегубительство и погибель».

аа) Мы видим на опыте, что богатый скорее впадает во многие пороки, которых легче избежать может человек бедный. Имея все средства к исполнению своих желаний, трудно удержать их в должных границах. Но каждое часто исполняемое желание растет и усиливается до того. что становится, наконец, непреодолимою страстию, которая в свою очередь – с силою увлекает сердце в бездну порока. Так именно раждаются и питаются, возрастают и укрепляются все плотские страсти, в коих погрязают человеческие души. Сему искушению менее подвержен тот, кто не имеет, чем утолить голод и жажду, тем менее угождать прихотям плоти своей.

бб) Привыкши находить в золоте легкое средство к удовлетворению всех желаний своих, человек легко привыкает почитать его своим кумиром – единственным предметом всех забот и попечений, целию всех стремлений и надежд своих, к которому прилепляется и которому служит его сердце. И это бедное сердце, поработившись всецело своему кумиру, наполняясь одним пристрастием к сокровищам, закрывается для всех чувствований любви и милосердия к ближнему, становится глухо и недоступно к мольбам нужды и бедности – жестоко и невнимательно к страданиям человеческим. Не без причины апостол укоряет богатых, что они затворяют утробы своя пред мольбами несчастных.

вв) С другой стороны, пристрастившись к золоту, человек всегда и во всем на одно золото возлагает свою надежду, в нем полагает все свое счастие, все благо души своей, забывая о Боге и Его всеблагом промысле, не помышляя о стяжании сокровища неоскудеваемого – на небесах. Напротив, человек бедный, не находя ни в себе самом, ни вне себя помощи и защиты, скорее обращается к небу, усерднее простирает руки к Отцу небесному, охотнее предается в Его всесвятую волю.

гг) Богатство и великолепие всегда привлекают хвалы и ласкательства человеческия, коими питается тщеславие и гордость: невольно закружится голова от одуряющего свойства этого поддельного фимиама. Напротив, убожество, презрение и уничижение от человеков погружает душу во глубину смирения и самоосуждения, и от убожества внешняго обращает сердце к нищете духовной. Потому-то, без сомнения, в церкви апостольской «не мнози» были «премудры по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни, но буяя мира избра Бог, да премудрая посрамит, и немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая, да не похвалится всяка плоть пред Богом (1» Кор. 1, 26. 27, 29).

б) Но, с другой стороны, не должно забывать и того, что богатый, встречая много препятствий на пути к царствию Божию, – в самом богатстве земном имеет такие средства к приобретению сокровищ небесных, каких не имеет человек бедный, и свободен от многих искушений, которым подвергается последний. Ибо, если и за одну чашу холодной воды, поданную во имя Христово, человек не лишится мзды своея, то сколько мзды на небе может приобрести себе человек богатый, если отверзет сердце и руку свою к мольбам несчастных, если с верою и любовию к Господу и милосердием к братиям своим будет охотно разделять избытки свои с неимущими! Сколько может приобрести себе друзей на небе, «иже приимут его в вечные кровы!» Если всякого прославляющего имя Божие на земли Господь обещает прославить славою вечною на небеси, то человек богатый сколько имеет и побуждений и средств прославлять всесвятое имя Божие и словом и делом, и жертвою благодарения устен исповедающихся имени Божию, и жертвами благотворения ближним во имя Господне!

в) С своей стороны и бедность имеет свои, и притом самые трудные и неудобопроходимые преграды на пути к царствию Божию, свои искушения, которых не возможно преодолеть без помощи благодати Божией. Если трудно не прилагать сердца, когда течет богатство; то менее ли трудно не желать богатства, не завидовать богатым, не роптать на свою участь, переносить бедность и убожество с терпением, смирением и покорностью воле Божией. Если трудно побеждать страсти, когда есть средства к их удовлетворению, то менее ли трудно бороться с ними при невозможности удовлетворить им? «Веру ми ими, авво Зосиме, – говорила преподобная Мария египетская: семнадесять лет пребых в пустыне сей, аки со зверьми борющися с плотскими похотьми моими: огнь бо в окаянном сердце моем возгарашеся и всю мя опаляше».

III. Так премудро соразмерил и уравновесил всеблагий Промысл Божий все состояния на земли, что все они равны между собою по отношению к небу и жизни вечной, и во всяком из них можно спастися и погибнуть. Так премудро устроил Господь все пути жизни человеческой, что все они, при помощи благодати Божией, ведут к царствию Божию, равно как, при развращении воли человеческой, приводят к аду. И богатство и бедность, и слава и безчестие, и высота и уничижение, все может быть обращено нами в средство или к спасению, или к погибели.

а) Будет средством ко спасению богатство, если не будем собирать только для себя одних и будем богатеть в Бога, как учит нас Господь. То есть, если будем употреблять богатство по воле Божией – к насыщению алчущих, к одеянию нагих, к призрению сирых, ко приятию странных, к облегчению страждущих, к снабжению благолепия храмов Божиих, к вспомоществованию в нуждах и злоключениях общественных; "если будем, по завещанию апостола, «не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающего нам вся обильно в наслаждение, благое делати, богатитись в делах добрых, благоподатливым быти, общительным, сокровиществующе себе основание добра в будущем, да приимет вечную жизнь» (1Тимоф. 6, 17–19), если при изобилии во всем испытаем алчбу и жажду добровольного воздержания, при богатстве – нужды умеренности, среди почестей – уничижение смирения и самоосуждения, в состоянии здравия – скорбь сострадания и соболезнования к страждущим.

Будет средством ко спасению и бедность, если будем переносить ее со смирением и терпением, без зависти и роптания, с благодушием и покорностию воле Божией.

б) Обратится в погибель богатство, если оно будет употребляемо только на то, чтобы почивать, есть, пить и веселиться.

Приведет к погибели и бедность, если она послужит поводом ко лжи и обману, к хищению и разврату, к лености и тунеядству, к зависти и роптанию на Бога.

Все зависит от произволения человеческого; во всяком состоянии в мире сем, при всех обстоятельствах временной жизни нашей, виною погибели наша собственная воля. У Господа несть зрения на лица. Пред Ним и богатый и бедный, и раб и свободь – в равном достоинстве. Он «всем хощет» единого – «спастися и в разум истины приити». Аминь. (Сост. по «Пол. собр. проп.» Дим. архиеп. херс, т. III).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle