Источник

Двадцать третий день.
Поучение 2-е. Св. апостол Иаков, брат Господень по плоти.

(Уроки для подражания: а) христианин не должен никогда изменять правде и б) должен любить врагов своих по заповеди I. Христа).

I. Св. ныне прославляемый в церковных песнопениях и чтениях апостол Иаков был сын Иосифа обрученника от первой его супруги и потому называется братом Господним. По преданию Иаков сопутствовал Пресвятой Богородице, когда Она с Иосифом, по повелению Божию, бежала в Египет, чтобы спасти Божественного Младенца от злобы Иродовой. От юности своей св. Иаков возлюбил строгое благочестивое житие. Отвергая всякое плотское услаждение и упокоение, он не вкушал ни вина, ни мяса, не стриг волос, не ходил в баню, не намащал тела своего елеем, не носил мягких одежд, но острую власяницу. В молитве он подвизался столь усердно, что от частых коленопреклонений кожа на коленах его огрубела, как верблюжья. За такую добродетельную жизнь Иаков пользовался столь великим уважением между иудеями и их начальниками, что ему одному от первосвященника было дано позволение входить во святая святых – внутреннее отделение храма, куда св. Иаков уединялся для молитвы. Всему народу он был известен под именем праведнаго. Еще большим почтением св. Иаков пользовался в первоначальном обществе христианском. Он был первостоятелем, т. е. епископом, церкви иерусалимской и вокруг него всегда собиралось множество народа, не только затем, чтобы послушать слова его, но и чтобы коснуться края риз его. Успех его проповеди о Христе возбудил внимание и зависть иудейских начальников, которые умыслили погубить его. С этою целию воспользовавшись отсутствием римского правителя в Иерусалиме, враги веры Христовой окружили св. Иакова в церкви и просили его, чтобы он, в присутствии всего народа, во множестве собравшегося в Иерусалим на праздник Пасхи, торжественно пред всеми исповедал, что христиане заблуждаются, веруя в I. Христа, Сына Божия. Они насильно взвели святого праведника на кровлю храма, чтобы все могли услышать его правдивое слово. Но сильно ошиблись в своем рассчете враги Христовы: из уст святого исповедника веры Христовой они услышали небоязненное пред всем сонмом иудеев слово о Божестве I. Христа, Сына Божия. «Для чего, в слух всех возгласил св. Иаков, спрашиваете меня о Сыне человеческом? Он по-страдал, умер и воскрес, и ныне сидит на небесах одесную Бога и опять придет на землю судить живых и мертвых». Слыша такие слова, многие уверовали во Христа и с радостию воскликнули: «осанна Сыну Давидову». А книжники и фарисеи говорили между собою: «худо мы сделали, давши Иисусу такое свидетельство от почитаемого всеми мужа», Дабы страхом отвратить от веры сему свидетельству, они с яростию набросились на праведника и низвергнули его с крыши, крича: «и праведный заблуждается». Разбившись от падения с высоты, св. Иаков не вдруг умер, но имел еще силы приподняться на колена и произнести молитву за врагов своих. Несмотря на то, ожесточенные иудеи бросали на него камни и один из них ударом по голове прекратил жизнь святого исповедника и мученика Христова. Это было в 62 году по Р. Христове.

II. Из обстоятельств мученической кончины св. ап. Иакова. открываются два урока для нашего назидания: не изменяй никогда правде и люби врагов.

а) Св. Иаков не изменил правде пред лицем врагов I. Христа, не убоялся их злобы, не уклонился от прямого ответа, но по свойству своего твердого и высоконравственного характера дал ясный и решительный ответ вопрошавшим об истине. Книжники же и фарисеи, чтившие Иакова, как мужа праведнаго, быстро изменили понятие о праведнике, попрали правду и истину, как скоро оказалось, что эта правда колола им глаза, была противна их предубеждениям. Они убили праведника, которого за несколько минут пред тем хвалили за правдивость, но они не в силах были подавить правду Божию. Эта правда, возвещенная о I. Христе св. Иаковом и другими безчисленными исповедниками последующих времен, восторжествовала в мире, несмотря на жестокие многовековыя гонения. Да будет же нам, братие, это торжество правды живым и действительным побуждением к тому, чтобы на всех путях жизни нашей не только соблюдать правду в слове и деле, но и небоязненно исповедывать ее пред всеми. Ныне нам не предстоит такого подвига исповедания истины, к какому призываемы были в прежнее время члены первенствующей церкви Христовой. Но пред нами и теперь открывается много случаев свидетельствовать правду и истину во имя I. Христа и пред лицем Его Божественного закона, напечатленного в Евангелии. Так, призываемые к свидетельству в судах, поставляемые в должности судей и других деятелей правды гражданской, приглашаемые к подаче своего голоса в общественных делах, мы, по долгу звания христианского, должны свято блюсти правду и не изменять ей ни в чем из корысти и страха, будучи убеждены, что если бы ради сохранения правды и пришлось нам пожертвовать чем-нибудь и даже пострадать, то эта жертва благоугодна Богу, благотворна для ближних, для всего общества, счастие которого и возвышается воцарением среди людей правды.

б) Пример св. ап. Иакова, молившегося за своих врагов в предсмертные минуты, и следовательно любившего их христианскою любовию, да побудит же и нас любить по-христиански наших врагов.

Что значит любить врагов? – Любить врагов значит уважать врагов, как созданных по образу Божию, как наших братьев и сестер, как соискупленных Иисусом Христом, как людей, которым от Господа Бога назначено одно с нами вечное блаженство, – уважать их, питать к ним братское благорасположение, и посему оказывать сострадание к ним по их погибельному состоянию, искренно желать их обращения к Богу, молиться о их просвещении и исправлении, способствовать трудящимся над их обращением, прощать их за делаемые ими нам обиды, нимало не питать в себе к ним злобы и ненависти и охотно помогать им в их нуждах, чем можем. Вообще заповедью о любви ко врагам внушается нам искреннее христианское благорасположение к ним, как к братьям нашим. Вот в чем состоит истинная любовь ко врагам!

Конечно, нельзя отвергать, что трудно желать добра тому, кто желает нам зла; трудно оставить в покое доброе имя того, кто чернит наше; особенно трудно делать добро тому, кто делает нам зло, и молиться о благе того, кто старается разрушить благо наше. Но это необходимо. Ибо «аще любви не имам, ничтоже есмь», говорит св. апостол (1Кор. 13. 2). А кто не любит врагов, у того нет любви к ближнему!

Чтоб мы не оставили заповеди о любви ко врагам без исполнения, и исполняли ее усердно, Сын Божий побуждает нас к исполнению ее радостнейшими обетованиями, собственным примером и сильною угрозою за неисполнение.

аа) Любящим врагов Господь обещает прощение грехов: «аще отпущаете человеком согрешения их», сказал Он, «отпустит и вам Отец ваш небесный» (Мф. 6, 14).

бб) Далее, кто любит врагов, те, как удостоверяет Господь, получат величайшую награду – будут сынами Божиими.

Ибо, сказав: «любите враги ваша», Он тотчас присовокупил: «и будет, мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго: яко Той благ есть на неблагодарные и злыя» (Лук. 6, 35). Но ежели любящие врагов будут чадами Божиими; то, несомненно, они будут, по уверению апостола, «и наследницы Богу, сонаследницы Христу» (Рим. 8, 17).

вв) Кто не любит своих врагов, тот на страшном суде подвергнется ужасной беде. Следовательно, тогда с ним поступлено будет так же, как, по сказанию Господа, поступлено с рабом немилосердым к своему должнику. «Прогневався Господь его, предаде его мучителем, дóндеже воздаст весь долг свой» (Мф. 18, 34).

III. Молитвами св. ап. Иакова да поможет нам Бог никогда не изменять правде и истине и исполнять св. и спасительную заповедь нашего Господа: любить наших врагов, и тем привлечь к себе милость и любовь Божию (Сост. свящ. Г. Д-ко по проп. Григория, архиеп. каз. т. И и др. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle