Месяц октябрь
Двадцать первый день.
Поучение 4-е. День восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича.
(Величие престолов царских гораздо нужнее для блага народов, нежели для тех, кои восходят на них).
I. Размыслим, братие, для чего восходят благочестивейшие Государи на престол?
II. а) Первее всего для того, дабы с высоты престола быть видимее для всех требующих помощи. Кто не знает, что в обществах человеческих, как бы ни были они устроены, всегда есть много людей, требующих самодержавной защиты, то от насилия, злобы и лукавства, то от превратностей жизни. И лучшим преимуществом престолов царских всегда было и будет то, что они служат естественным прибежищем для всех скорбящих и обремененных. Но что за всеобщее прибежище, если оно по высоте своей невидимо всеми и каждым, и если его надобно с трудом отыскивать среди равных, или подобных ему по высоте зданий? Что за всенародная сень, если она не возносится над всеми высотами земли, и не простирается во все концы царства? Таким образом, самое благо бедствующего человечества требует, чтобы престол царский был как можно возвышеннее, дабы никто из поверженных насилием не мог укрыться от благотворного призрения сидящего на престоле. В этом отношении о царе земном должно сказать то же, что псалмопевец говорит о Царе небесном: «высок над всеми языки Господь»; сего ради – «на смиренные призирает, воздвигает от земли нища, вселяет неплодов в дом», и творит «матерь о чадех веселящуюся» (Псал. 112, 4–9). После сего умальте в мыслях высоту престола, и вместе с нею вы необходимо умалите покров бедствующего человечества.
б) Благочестивейшие Государи на престол восходят, далее, для того, чтобы с высоты престола удобнее видеть ход всемирных событий, и провидеть опасности отечества. Но для такового всемирного наблюдения потребна высота необыкновенная, которая владычествовала бы над всеми прочими высотами, и не была затемняема ничем равным и близким к ней, т. е., высота престола. В сем отношении опять должно сказать о царе земном то же, что псалмопевец говорит о Царе небесном: «высок над всеми языки Господь»; сего ради «высокая издалеча весть» (Псал. 137, 6). Умальте в мыслях высоту престола, и вместе с сим тотчас умалится это благотворное «ведение», сократится державный надзор над иноплеменными народами, глава отечества приблизится не только ко взорам, но и к стрелам вражиим, – произойдет то, чего наиболее желают враги отечества.
в) Благочестивейшие Государи восходят, наконец, на престол для того, чтобы быть свободнее от слабостей и недостатков общежития человеческого. Бедная земля наша так исполнена неправдою, что самое вещественное удаление от нея есть уже некое средство к совершенству. На великих высотах дыхание становится свободнее, самые мысли и чувства принимают какое то возвышеннейшее направление. Тем нужнее возвышение над обществом человеческим тому, кто хочет быть превыше недостатков общежития: ибо, при настоящем греховном состоянии рода человеческого, все общественные отношения таковы, что удобно могут наклонять человека к земле, делать рабом предубеждений, привязанностей, выгод, милостей, страстей. Но в ком всего менее должно быть таковых слабостей, как не в представителе и владыке целого народа? Посему, кто более должен быть, так сказать, разобщен с падшею и клонящею к падению землею, как не Государь?
III. Да разумеют язы́цы, яко с нами Бог; да престанут «помышлять» в сердцах своих «тщетна» (Псал.2, 1), и «устами своими глаголать гордыню» (Псал. 16, 10): а верные сыны отечества да продолжают в мире обитать под благотворною сению Богом превознесенного Престола, заграждая слух от всех обаяний лжи и лукавства и твердо памятуя, что «величие престолов гораздо нужнее для блага народов, нежели для тех, кои восходят на них». Аминь. (Сост. по проп. Иннокентия, арх. херсонск. и таврич., т. II, изд. 1873 г.).