Источник

Двадцать первый день.
Поучение 3-е. День восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича10.

(О почтении детей к своим родителям и о почитании Царской власти).

I. В нынешний высокоторжественный день восшествия на прародительский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, истинного Отца отечества, которого все его верноподданные, как послушные и любящия дети, должны почитать и которому должны во всем оказывать покорность, как требует того слово Божие, св. церковь, совесть, здравый разум, личная польза каждого и благо государственное, уместно будет, братие мои, побеседовать о почтении детей к родителям.

Если дети научатся почитать родителей, то они будут не только истинными гражданами земного царства, но и доблестными гражданами царства небеснаго.

II. Родители должны быть некоею неприкосновенною святынею, к которой дети не смели бы касаться ни делом, ни словом, ни даже помыслом сколько-нибудь непочтительным.

а) Этого требует, во-первых, высочайшая важность сана родительского.

Откуда в людях звание родительское? Апостол Павел отвечает, что «от Бога получает имя всякое отечество, как на небесах, так и на земле» (Еф. 3, 15), т. е. первый Отец и ангелов и человеков есть Бог. Итак в отношении к людям хотя дети раждаются от родителей, но первый и высший отец их есть Сам Бог, Отец всяческих. В самом деле, сами ли собою родители рождают детей? Если сами собою: то почему-ж иные хотели бы иметь детей, но не рождают, иные желали бы сократить число детей, но рождают; третьи, после долговременного бесплодия, просят детей у Бога и выпрашивают; четвертые и долго просят и во всю жизнь не получают? Нет, не родители сами собою рождают детей, но Сам Господь чрез родителей, как чрез живыя орудия промыслительного Своего творчества, их создает и рождает, как и исповедали к Богу Иов и Давид: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» (Иов. 10, 8; псал. 118, 73), так что Отец человеков в смысле прямом и собственном есть Бог, как преимущественно называл Его Сам I. Христос; а люди называются их отцами и матерями, только как действующия в деснице Божией орудия их создания и рождения.

Понимаете ли, после сего, дети, что значат для вас ваши родители, и как высок родительский сан для вашего детского уважения? Они в отношении к вам суть живые образы и представители Самого Бога, Создателя и Отца всяческих и вашего, и если Сам Бог есть ваш Отец, если сан отеческий по этому имеет важность самую божественную, ибо Сам Бог его носит; если сей сан Бог возложил на ваших родителей, как бы поделился им с ними для вас: то можете ли вы и помыслить, чтобы ваши родители от вас не заслуживали всего вашего уважения, и вы не были к тому непреложно обязаны? Иначе для вас ничто не уважительно. От сей-то важности отеческого сана и происходят те величественные выражения гнева Божия, коими писание ограждает честь и безопасность родителей со стороны детей. «Иже злословит отца своего или матерь свою, смертию да умрет» (Исх. 21, 16). «Человек аще зло речет отцу своему или матери своей, смертию да умрет» (Лев. 20, 9). «Проклят безчестяй отца своего или матерь свою» (Второз. 27, 16). «Безчестяй отца и отреваяй матерь свою, срамоту приимет и поношение» (Притч. 19, 26). «Злословящему отца или матерь угаснет светильник, зеницы же очес его узрят тьму» (20, 20), т. е. такому угрожает самое крайнее бедствие. «Иже отвергает отца или мать, и мнится не согрешати, сей сопричастник есть мужу нечестиву» (28, 24), или есть человек самый нечестивый. «Око ругающееся отцу и досаждающее старости матерни, да исторгнут е вранове от дебрия и да снедят е птенцы орли» (39, 17), как у преступников, не стоющих погребения и могилы. Таковы проклятия на непочтительных детей; но вот и благословения на детей почтительных. «Господь прослави отца на чадех, и суд матери утверди на сынех. Чтый отца очистит грехи: и яко сокровиществуяй, прославляяй матерь свою. Чтый отца возвеселится о чадех, и в день мольбы своея услышан будет. Прославляяй отца долгоденствовати будет, и послушаяй Господа упокоит матерь свою. Бояйся Господа почтит отца и яко владыкам послужит родившим его. Делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Чадо, заступи в старости отца твоего и не оскорби его в животе его: аще и разумом оскудевает, прощение имей, и не обезчести его всею крепостию твоею. Милость бо отца не забвенна будет и противо грехов присозиждется тебе. Чадо, всем сердцем твоим прославляй отца твоего и матерних болезней не забуди. Помяни яко тема рожден еси, и что има воздаси, якоже они тебе» (Сирах. 3, 2–8, 12–14, 7, 29, 30)? Если вы оказываете все должное вашим родителям, уважение и почтение: то вы совершаете некоторый род богослужения: в лице родителей вы воздаете честь Самому Отцу небесному. Но если вы, поправ святейшие правила веры, подавив нежнейшие чувствования природы, презрев всякие понятия и суждения здравого смысла, непочтительны к своим родителям; то мало об вас сказать, что вы неблагодарны, нет, ваше оскорбительное обхождение с родителями делает вас нечестивцами, ваши дерзкие слова против родителей суть род богохульства, ваше похищение у них должного уважения есть святотатство; по всему этому такие дети изверги.

б) Во-вторых, сколько высок сан родительский, столько же важна и власть родителей для детей. Ибо Сам же Бог, сообщая от Себя родителям сан отеческий, сообщает им от Себя и власть родительскую над детьми; и дети уже рождаются подвластными своим родителям. Хотя в гражданском отношении и полагаются родительской над детьми власти известные пределы, и она вообще не простирается на жизнь детей и на противозакокные поступки; при всем том она есть самой высшей важности, потому что есть часть власти Самого Отца небеснаго, от Коего она и уделяется родителям. Самое первенство ее уже открывается не только из того, что мы подлежим ей с первой минуты нашего бытия, но и из того, что она есть образец всякой другой власти, коей мы подчиняемся в нашей жизни, так что прочия власти даже называются именем отцев, как-то пастыри церковные (1Кор. 4, 14), начальства гражданские (4 царь. 5, 13), учители и руководители (4 царь. 13, 14), самые старцы, коих апостол заповедует чтить, как отцев (1Тим. 5, 1). Посему-то в десятословии, как сокращенном образце закона Божия, представляется заповедь преимущественно о почитании родителей: «чти отца твоего и матерь твою» (Исх. 20, 12. Втор. 5, 16); – почтение же ко всем прочим властям хотя также требуется законом Божиим, но не выражается отдельно, а разумеется под заповедью о почтении к родителям.

Столь высокая важность родительской власти в отношении к детям имеет в священном писании самые сильные выражения: «чада, послушайте своих родителей о Господе: сие бо есть праведно» (Еф. 6. 1). «Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви» (Кол. 3, 20). «Слыши, сыне, наказание отца твоего и не отрини советов матери твоея: венец бо благодатей приимеши на твоем версе», «и гривну злату о твоей выи» (Притч. 18, 9). «Да жива будет душа твоя, и благодать будет на твоей выи: будет исцеление плотем твоим и уврачевание костем твоим: да ходити надеяся в мире во всех путех твоих, нога же твоя не поткнется. Аще бо сядеши безбоязнен будеши, аще же поспиши, сладостию поспиши. И не убоишися страха нашедшаго, ниже устремления нечестивых находящаго. Господь бо будет на всех путех твоих, и утвердит ногу твою, да не поползнешися» (3, 22–26). «Слушай, сыне, отца родившего тя, и не презирай, егда состареется мати твоя. Да веселится отец и мати о тебе, и да радуется рождшая тя» (23, 32, 25). После таких изображений можно ли что представить прекраснее, благочестивее и благословеннее детей почтительных и покорных?

Но еще яснее и поразительнее выражается важность власти родительской с противной стороны, когда т.е. изображается суд на детей непокорных и строптивых.

«Сын благоразумный послушлив отцу», говорит писание: «сын же непокорливый в погибель» (Притч. 13, 2), и вот самый суд закона против такого сына: «аще кому будет сын непокорив и грубитель, не послушаяй гласа отца своего и гласа матере своея, и накажут его и не послушает их: да возмут его отец его и мати его, и да изведут его пред старейшины града своего и пред врата места своего, и да рекут к мужем града своего: сын наш сей непокорив есть и грубитель, и не слушает речи нашея, сластолюбствуя пьянствует, и да побиют его мужи града того камением, и да умрет: и измите злое от себе самих, да и прочии слышавше убоятся» (Второз. 21, 18 – 21). Не страшно ли такое прещение закона, не велика ли вина, на которую оно устремляется, и не важно ли то, против чего сия вина совершается?

Итак, несчастный сын или несчастная дочь, вы, которые вместо того, чтобы своею покорностию радовать своих родителей, услаждать их жизнь, делать приятною самую их старость, огорчаете их душу, омрачаете их дни, влечете их старость в могилу вашим непокорством, преслушанием, безумными и дерзкими противоречиями всякой их воле, всякому их слову, совету, приказанию и за тем – это уже необходимо – безнравственным поведением, вы были бы публично побиты камением, если бы жили под законом Моисеевым. Хотя же по нынешнему устройству гражданскому вы и не подвергаетесь буквально такому наказанию: но не остается ли тем не менее ваша вина виною, а вы сами – преступниками против самой первой для вас на земле власти с неба на землю нисходящей? Если здесь вы избегаете заслуженного наказания: то не избегнете его в жизни будущей, где Сам Отец небесный, в лице ваших родителей, вашею непокорностию оскорбленных, будет мстителем вам за Свои собственные права, вами в родителях поруганныя. Убойтесь же суда и отмщения Господня; троньтесь благословениями детям покорным; послушайте родителей ваших во всем о Господе: «сие бо есть праведно и угодно Господеви».

в) В третьих, чтобы еще с большею силою внушить детям и высокость сана отеческого и важность власти родительской, и тем лучше расположить их к почтению своих родителей, обращаю ваше внимание на истину вам известную, что Бог предоставил всю важность благословению и проклятию родителей в отношении к своим детям, так что одно слово отца или матери, благословляющее или проклинающее детей, делает сих последних, иногда со всем их потомством, самым отдаленным, или вечно счастливыми, или вечно несчастными. Эту важность родительского благословения и проклятия св. писание выражает в следующих словах: «благословение отчее утверждает домы чад; клятва же матерня искореняет до основания» (Сир. 3, 9).

Откуда столь страшная сила в словах подобных нам человеков, хотя наших родителей? Конечно, не от самых родителей, как человеков. Имеет, правда, некую, иногда очень великую силу и слово человеческое, особенно когда произносится и приемлется всею силою души: но такое слово, обыкновенно, свое действие оказывает только на слушающаго, и не имеет силы располагать обстоятельствами, судьбою и участью родов последующих, или благословения потомства, какую силу между тем имели благословения и клятвы родительския. Обратимся к св. писанию, которое свои догматы объясняет примерами самыми точными. Патриарх «Ной», после всемирного потопа, новый родоначальник человечества, имел неосторожность испытать силу вина до забвения и обнажения себя. «Хаму», меньшему из трех сыновей его, первому случилось увидеть отца в таком неблагопристойном положении, и он тотчас пошел, сказал о том старшим своим братьям Симу и Иафету. Братья, будучи скромнее и благоразумнее, главное же, почтительнее к отцу, поспешили прийти к нему с одеждою, и отвернувшись, чтобы не видеть обнажения, прикрыли его. Проснувшись, Ной узнал, как поступил Хам, и что сделали прочие сыновья, изрек на первого с его потомством проклятие, а на последних благословение. «И рече: проклят Ханаан отрок», т.е. сынъХамов; «раб будет братьям своим. Благословен Господь Бог Симов, и будет Ханаан отрок раб ему. Да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениях Симовых, и да будетп Ханаан раб ему» (Быт. 20, 27). Короче и яснее, благословение состояло в том, что потомство Сима и Иафета распространится, будет благоденствовать и господствовать над потомством Хама, которое, в силу проклятия, будет бедствовать, изнуряться и порабощаться первым. Такое благословение и проклятие исполнилось буквально: потомки Хама, известные в истории под именем народов ханаанских, во все времена были поражаемы, истребляемы и порабощаемы потомством Сима и Иафета. Откуда же такая сила в словах Ноя, который в сем случае представляется даже человеком, впавшим в слабость? Оттуда, что слова его были не просто слова человека, но благословение и проклятие родителя.

Знайте, дети меня слушающия, что вообще благословение родителей не есть простое доброжелательное их слово, равно как и проклятие родителей не есть одно зложелательное их слово. Но благословение родительское есть доброжелательное слово отца или матери к сыну или дочери, произносимое по праву, особенно родителям над детьми Самим Богом, Отцем всяческих, усвоенному, и потому исполненное всегда некоею таинственною силою, так что, быв произнесено, оно непременно исполняется на деле, как и слово Самого Бога, которое, исшедши из уст Божиих, не возвращается уже тощим (Ис. 55, 10. 11). Это всемогущее слово Самого Бога, в устах родителей, определяющее или решающее судьбу детей. Не ищите в этом слове силы естественной – она тут сверхъестественная, из Бога исходящая и Богом влагаемая. Таково же понятие и проклятия, только с противной стороны; именно оно есть зложелательное, карательное слово родителей к детям, произносимое по особенному праву, Богом данному, и всегда полное силы сверхъестественной, так что, быв произнесено, оно непременно производит гибельное свое действие на виновных детях. Столь великую силу родительского благословения и проклятия древние лучше нашего разумели, от того-то они так дорожили благословением. Действительно, для детей ничего нет важнее благословения и проклятия отца или матери; ибо это благословения и проклятия Отца небесного из уст земных родителей. «Благословение отчее утверждает домы чад: клятва же матерня искореняет до основания».

III. Итак, «чадо, послушай родителей твоих о Господе во всем; сие бо и праведно и угодно Господеви и благо ти будет и долголетен будеши на земли». Взвесь, ты сын и ты дочь, и всю для тебя важность благословения и проклятия родительского: как бы ты ни был умен, богат и счастлив; но если поразит тебя клятва отца или матери, все это исчезнет как тень, как дым, как сон; но если на главе твоей почиет благословение отца или матери, тогда счастие польется на тебя рекою и возвысится и укрепится, как горы вечныя. Воображая сие, «делом и словом чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них; и благословение отчее утвердит твой дом», твое потомство, твое благосостояние, так как в противном случае клятва матерня искоренит тебя до основания.

Братия-христиане! Мы видели, что слово Божие ясно и непреложно учит детей оказывать всякое послушание и почитание власти родительской. Но ни на одну минуту не забудем, что оно же также ясно и непреложно учит почитать, царскую власть и повиноваться ей, как власти богоустановленной, и царя почитать, как отца великого семейства – государства.

Слово Божие возвещает христианам, – а в лице их – и всем народам, – всему человечеству: «несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1).

Благоговейному и беспристрастному изыскателю не трудно дознать и уразуметь, каким образом власть, по учению слова Божия, происходит от Бога.

Откуда это множество людей, соединенных религиею, законом, языком, обычаями, которое называют «народом?» Очевидно, что множество это «народилось» от некоего меньшего племени, а племя произошло от «семейства». Итак «в семействе», собственно так называемом, – лежат семена всего, что потом раскрылось и возрасло в великом семействе, которое называют «государством». – Следовательно, в семействе должно искать начатков и первого образца власти и подчинения, раскрывшихся потом в большом семействе – государстве. Именно: отец, который по естественному дару Божию имеет возможность дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сын, который ни способностей своих образовать, ни самой жизни своей сохранить не может без повиновения родителям и воспитателям, – есть природно подвластный. Но как власть отца несотворена самим отцем и не дарована ему сыном, – а произошла вместе с человеком от Того, Кто сотворил человека: то и открывается, что глубочайший источник и высочайшее начало первой власти, а следственно и всякой последующей между человеками власти, есть в Боге. «Из» Него, во первых, – по слову Божию, «всяко отечество на небесех и на земли именуется» (Еффс. 3,15); потом, когда сыны сынов разродились в народ и в народы, и из семейства возросло государство, необъятное для естественной власти отца, Бог дал этой власти новый искусственный образ – и новое имя в лице царя, и таким образом Его премудростию «царие царствуют» (Притч. 8, 15); и далее, сколько бы ни размножались народы, как бы ни изменялись государства, всегда посредством вседействующего промысла «владеет Вышний царством человеческим» (Дан. 4, 22). Итак, царь есть отец великой семьи – государства, а след. его даже гораздо более каждый должен почитать чем отца семейства. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко по «Словам и реч.» Николая, еписк. Тамб. стр. 289–300, и проповед. Филарета, митр. моск.).

* * *

10

Это поучение может быть разделено на три поуч. по букв. а) б) и в).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle