Источник

Четырнадцатый день.
Поучение 2-ое. Святые мученики: Назарий, Гервасий, Протасий и Кельсий.

(Качества первых христiан).

I. Воспоминаемые ныне святою церковью мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Кельсий пострадали в царствование Нерона (в I веке). Назарий родился в Риме и получил благочестивое христианское воспитание под руководством своей матери, затем принял крещение от епископа Лина. По достижении совершеннолетия Назарий получил от родителей следовавшую ему часть имения и удалился в Милан. Здесь он стал заниматься благотворительною деятельностью, раздавал милостыню нищим и оказывал разные услуги христианам, заключенным в темнице. В то время император Нерон воздвиг гонение на христиан; в числе подвергшихся преследованию были святые братья Гервасий и Протасий. Родители Гервасия и Протасия были христиане и пострадали за веру; сыновья их десять лет подвизались в посте и молитвах, безбоязненно исповедали веру, подверглись преследованию римского правительства и были заключены в тюрьму в Милане. Назарий, часто навещавший их в заключении, полюбил их и утешал беседою. Градоначальнику донесли о том, что Назарий посещает узников христиан, доступ к которым воспрещался. Назарий был отдан под стражу и приведен на суд градоначальника. За решительный отказ признать языческих богов и почтить их жертвами и поклонением Назарий подвергся жестоким истязаниям и был изгнан из города. Изгнанник удалился в Галлию (нынешняя Франция) и здесь проповедывал веру Христову, в городе Кимеле крестил сына одной христианки, по имени Кельсия, и наблюдал за его воспитанием. Когда Кельсий достиг совершенных лет, он сделался спутником Назария в деле проповеди. Градоначальник Кимелы, ревностный язычник, заключил Кельсия и Назария в тюрьму и только по просьбе своей жены освободил их. Из Кимелы Назарий и Кельсий отправились для проповеди в город Трир и здесь обратили многих к христианству. Языческие власти, недовольные успехом христианской проповеди, отослали святых проповедников в Рим на суд императора. Кельсий и Назарий были отданы на съедение диким зверям, но те до них не дотронулись. Святых ввергли в море, но они не потонули и ходили по водам морским как по сухому пути. Это чудо поразило язычников, Христовой вере приобрело еще новых последователей, а святых исповедников избавило от дальнейших мучений. Кельсий и Назарий были отпущены и снова удалились в Милан. Но в Милане языческие власти снова подвергли их истязаниям и заключили в ту же темницу, где были заключены Гервасий и Протасий. Градоначальник письменно спрашивал Нерона, как ему поступить с заключенными христианами. Император, узнав, что они еще живы, очень разгневался и приказал немедленно казнить их. Мощи всех четырех святых мучеников хранились под спудом, пока епископ Амвросий (IV в.) не перенес их в церковь святых апостолов. Когда мощи их были вынуты из земли, многие больные получили исцеление; так слепец Севир, прикоснувшийся к одеждам святых мучеников, немедленно исцелился от своего недуга.

II. Жизнь и подвиги святых ныне прославляемых мучеников напоминают нам о жизни и подвигах всех вообще первенствующих христиан. Выясним несколько качества сердца их: они весьма поучительны.

а) Первые, истинные христиане, все почитали себя чадами Божиими; потому что Иисус Христос учил всех Своих учеников молиться Господу Богу так:

«Отче наш, Иже еси на небесех!» Итак, как этими словами Иисус Христос учил всех Своих учеников называть Бога своим Отцем; то они без малейшего сомнения и почитали Бога своим Отцем, а себя, посему самому, Его чадами. И как им было не почитать себя чадами Того, Кого называли своим Отцем? Но почитая Бога своим Отцем, а себя чадами Его, они, как и должно, старались любить Его, слушаться Его, исполнять святую волю Его; ибо иначе что за дети, ежели они не любят и не слушают своего отца? Что за дети, ежели они не повинуются своему отцу, и не исполняют воли своего отца! Что за дети, ежели не следуют установленному отцем порядку, и установляют свой порядок?

б) Все первенствующие христиане почитали себя братьями Иисуса Христа, братьями вечного Сына Божия, потому что все помнили слова Христовы: «иже аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, той брат Мой и сестра Ми есть» (Матф. 12, 49). Но так как они признавали Иисуса Христа своим братом, то и любили Его, как брата; а потом любили и друг друга, друг другу помогали, друг друга защищали; ибо все истинные братья любят друг друга, помогают друг другу и защищают друг друга; потому что называться братом и – не любить брата, не помогать брату, не защищать брата есть нечто совершенно неестественное, по крайней мере, весьма предосудительное.

в) Все древние христиане почитали себя наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми, потому что твердо знали слово св. апостола: «аще чада есмы Божия, то и наследницы: наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Римл. 8, 17). Но почитая себя наследниками Божиими и снаследниками Христовыми, они всевозможно старались вести себя так, чтоб можно было наследовать царствие небесное, – именно, провождали жизнь праведную; потому что «неправедницы», говорит апостол, «царствия небесного не наследят» (1Кор. 6, 9).

г) Все первые христиане слушали и читали одно – слово Божие, и учение, заключающееся в слове Божием, поставляли единственным, непременным правилом своей жизни. Все они больше всего любили Бога. Ибо все твердо помнили заповедь Господа: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею», «и всею крепостию твоею» (Матф. 22, 37. Марк. 12, 30).

У всех них была одна главная цель: не чести, не богатство, не сила в обществе, не ученость и т. п., но спасение души.

Все первые христиане употребляли одни средства ко спасению и при том самые надежныя: истинное покаяние, сердечную молитву, св. причащение и жизнь по Христовым заповедям.

д) Наконец, все первые христиане почитали себя на земле не дома. «Страннии и пришельцы есмы на земли» (Евр. 11, 13). «Житие наше на небесех есть», говорил св. апостол (Филип. 3, 20). А посему туда, на небеса, стремилось у первых христиан и сердце. Для неба они жили на земле, и отнюдь не прилеплялись к земному всем сердцем; а пользовались земным и берегли земное, как такую вещь, которая им будет не нужна, может быть, сего же дня к вечеру. Они всем сердцем прилеплялись к благам, уготованным для них на небесах; а больше всего – к Тому, Кто уготовал для них те блага. Они старались исправлять свое сердце и провождать жизнь святую, жить по воле Божией, не своей; а больше всего старались усовершаться в любви. Потому что св. апостол заповедывал «над всеми стяжавать» не почести, не имущество, не веселости, не сладости житейския, а «любовь» (Колос. 3, 14).

III. Вот что были истинные христиане! Вот что они делали! Вот к чему стремились!

Теперь пусть всякий войдет в глубину своего сердца и спросит: таков ли он? То ли он делает? К тому ли стремится? – Кто найдет себя таким, тот блажен, и все обетования Божии, сколько их ни есть, для него суть «ей и аминь» (2Кор 1, 20), т.е. непременно исполнятся. Но ежели кто не найдет себя таким, то тому должно стараться делаться христианином истинным немедленно, потому что Премудрый сказал: «не веси, что породит находящий день» (Притч. 3, 28).

Благодать Всесвятого Духа да сотворит нас всех христианами такими, каковы были христиане первые – христианами истинными! Аминь. (Сост. по «Слов. или бесед. на воскр. и праздн. дни» Григория, архиеп. казанского, т. I, изд. 1849 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle