Месяц октябрь
Четвертый день.
Поучение 2-е. День обретения мощей святителей казанских Гурия и Варсонофия.
(Уроки из их жизни: а) от юности должно начинать служение Богу, б) терпеливо переносить скорби и в) быть усердным ко храму).
I. Ныне прославляемые святители казанские Гурий и Варсонофий были для области казанской, по завоевании казанского царства Иоанном Грозным, первыми возвестителями пути спасительнаго, истинными хранителями апостольских преданий, столпами непоколебимыми, учителями благочестия и наставниками православия, как величает их в одной из своих песней св. церковь (Троп. празд.). Не светом ли были они для всей страны этой, некогда омраченной магометанским и языческим нечестием, ныне же сияющей православною верою и благочестием, святыми храмами, всюду величественно воздвигнутыми, на месте богопротивного языческого идолослужения, в которых приносится угодная Богу словесная и безкровная жертва, и славословится всесвятое имя Божие?
II. Св. жизнь святителей Христовых Гурия и Варсонофия есть прекрасный образец высокого духовного совершенства. Возьмем же для себя в сей день памяти их несколько уроков с тем, чтобы осуществить их в жизни, чтобы, таким образом, быть истинными чтителями священной памяти их, как Богом дарованных наставников и отцев наших, и ныне присутствующих духом с нами, как чадами их во Христе.
а) Высоты духовного совершенства и благодатных даров достигли эти святители тем, что от юности своей они презрели все плотское мудрование, вперив же ум к желаемому Христу Богу, совершили течение в посте, молитвах и бдениях, победив до конца чувственные страсти и сияя чистотою и бесстрастием (Конд. св. Гурию). Имея непреложный помысл благочестия, они в продолжение всей жизни с веселием шествовали по стопам Господа Спасителя путем тесным, восходя от силы в силу, и достигли в тихое пристанище жизни вечной, где лики праведных сияют. Итак, первый урок, какой преподают нам святители казанские, есть отрешенность от всего земного, плотского, вещественнаго, и устремление духа и сердца к Богу и к благам вечной жизни, освящение себя Богу от юности, и всежизненный подвиг веры, в котором пребыли они, оберегая себя от всех скверн мира, от всякого и самомалейшего поползновения ко греху. К этому подвигу божественный апостол приглашает всех и каждаго. Итак, если мы еще одержимы дремотою лености и небрежения о нашем спасении и бурею страстей, то прибегнем к благодатной помощи святителей казанских, потому что Господь для того и прославляет Своих св. угодников, чтобы в их предстателъстве и заступлении открыть всегда верную помощь, а в их святой жизни высокий пример подражания.
б) Святители Христовы Гурий и Варсонофий показали пример долготерпения в скорбях, напастях и бедах, неразлучных с настоящею жизнию, в которые мы впадаем, по премудрому и всеблагому смотрению Божию, чтобы испытанные в горниле бедствий, явились чистыми, и непричастными никакой скверне греховной, украшенными новыми добродетелями терпения и мужественного упования на Бога, среди всех перемен жизни.
С каким благодушием и ангельским терпением святитель Христов «Гурий», еще в юности своей, перенес, в непрестанной беседе с Богом, двух-годичное темничное заключение, где он, лишенный почти света, питался нечеловеческою снедию – овсом, которого по снопу давали ему чрез три дня. Пусть всякий представит себе положение неповинного страдальца, по клевете подвергшегося такой горькой участи. В продолжение двух лет ни разу не отворялись двери темницы, но благочестивый тогда еще отрок не изнемог в уповании, и за все благодарил Бога. Один из бывших друзей его, подкупив стража, пришел к узкому оконцу темницы и предлагал страдальцу приносить ему тайно другую пищу, но он отказался от предлагаемой снеди, сказав, что его много и преизобильно питает благодать Божия, и упросил друга вместо пищи приносить себе в темницу бумаги, чернил и прочого потребного для письма; и свободное от молитвы время своего заточения употреблял на переписку азбук для малолетних детей. Только образ Пресвятыя Девы Богоматери был единственным его сокровищем, украшением его темницы и утешением в заточении. И одна благодать Божия веселила юность страдальца, единому Богу предавшего свою жизнь и судьбу, и наконец чудесно освободила его из темницы.
С каким терпением и кротостию и святитель Христов «Варсонофий» еще в молодых летах перенес трех-годичное пребывание в плену у татар, храня себя в чистоте христианской строгости и работая неверным со всем усердием, без ропота перенося ниспосланное ему бедствие, и молясь об освобождении своем, которое и даровал ему Бог чрез его отца, выкупившего сына своего из плена! Таким образом на терпении и вере во всеблагий Промысл Божий, чудно правящий нашею жизнию, во всем пекущийся о нас, странниках земных, и никогда не оставляющий нас, но хранящий на всех путях жизни, и на живом, непреложном уповании на Бога, спасающего правых сердцем, как на твердом камне, святители Христовы, основавши храмину жизни, быстро воздвигли боголепный дом добродетелей. И труды иноческие, и всегдашнее поучение в слове Божием, которым достигли они совершенного познания и глубокого разумения священных писаний, и благий нрав и боголюбезная забота не только о себе самих, но и о спасении ближних, – милосердие и благотворения, простирающияся на всех, все это соделало их возлюбленными Богу, и привлекло к ним обильную благодать, обогатившую их даром чудес и нетлением их святых мощей, которое есть заря бессмертия и жизни вечной и "богоблаженной.
Будем и мы, возлюбленные братия, по примеру святителей наших казанских, украшаться благочестивым житием, и благодушным перенесением всех бед и напастей, всех горестей и страданий, неразлучных с этою жизнию, чтобы и нам удостоиться благодатных даров Всесвятого Духа и соделаться участниками, по молитвам святителей наших, в наследии небесного царства и славы вечной.
в) Наконец еще урок возьмем из жизни святителей Христовых Гурия и Варсонофия, – это урок о всегдашнем и неизменном усердии их к храму Божию, которое они особенно показали во дни старости, когда больные, не могши ни ходить сами во храм, ни стоять на ногах, они привозимы были учениками своими, или приносимы на руках в храм Божий, и здесь сидя или лежа они слушали божественную службу. (См. житие святых Гурия и Варсонофия). Как поучителен этот пример святителей Божиих, и как необходим он ныне, как спасительное врачевство против общей почти всем холодности и равнодушие к св. храму Божию, о которых говорят почти всегдашняя пустота св. храмов, особенно в утренния и вечерния ежедневные службы церковныя, – как, говорю, необходим этот урок в настоящее время, когда и многочисленные праздничные собрания в св. храме едва ли не бывают часто плодом холодного обычая, и влечений не горних и духовных, а земных и суетных!
Братие! только насажденные в дому Господнем мы можем процвесть христианскими добродетелями и благодатными дарованиями Духа, потому что в св. храмах заключены для нас, чад церкви, источники освящения, наставления и всякого духовного блага. И храм Божий для нас, странников земных, есть тихая и надежная пристань и единственный ковчег спасения среди житейских бурь. Будем же сколько можно чаще посещать святые храмы Божии, и здесь со всем усердием, с умилением и благоговением молиться Богу, не развлекаясь ничем внешним. Будем в молитвах изливать пред Богом все сердце, – это привлечет к нам неизреченную милость Божию и благословение Божие на всю нашу жизнь, с которым все в жизни нашей будет нам во благо и на радость.
III. Таким образом, если мы эти немногие уроки осуществим по возможности в нашей жизни, это будет лучшею и драгоценнейшею жертвою святой памяти святителей казанских, которую мы должны чтить, как духовные чада их. Аминь. (Свящ. Г. Д-ко).