Источник

Книга 3, Поучение 8Книга 3, Поучение 10

Воскресение Христово (Пасха)

Поуч. 9-ое. Пятый день Пасхи.

(О происхождении и значении обычая дарить друг другу красные яйца в праздник Пасхи).

I. Во дни пасхального празднования, как известно вам, православ. хр. употребляются у нас красные яйца. В пасхальные дни без этих яиц не обходится у нас трапеза ни у богатых, ни у бедных. Этими яицами мы одаряем друг друга с радостными приветствиями и лобзаниями. И не только у нас – православных русских – существует такой обычай, а у всех христиан, во всем христианском мире. Когда же этот обычай явился у христиан и какое значение этого обычая?

II. Известно, что, по чувству сердечной любви, люди, взаимно сочувствующие друг другу, готовы делиться, в случае нужды, последним куском хлеба; по той же любви они и во всякое время рады делиться друг с другом, то тем, то другим, для выражения своих взаимных добрых чувств, – особенно в случае каких-нибудь торжественных событий в жизни того или другого из близких сердцу. Вот начало наших взаимных подарков друг другу в дни наших семейных праздников, по случаю, напр., рождений, именин, бракосочетаний и проч. В день ангела, или рождения детей, родители обыкновенно одаряют их разными подарками; в свою очередь в подобных случаях, и дети стараются, хотя чем-нибудь, выразить свою любовь родителям. – И теперь у нас еще нередкость, что родные и знакомые являются к своим родным и знакомых во дни праздников с каким-нибудь подарком, чаще всего с хлебом-солью. Такой обычай был, должно быть, у всех народов в древнейшие времена; по крайней мере, такой обычай существовал на востоке в глубокой древности, еще во времена до-христианския. У евреев, равно как и у язычников, в древнейшие времена был обычай являться и к важным лицам не иначе, как с подарками: богатые являлись с подарками более ценными, а бедные, по крайней мере, с какими-нибудь плодами, или с яйцом. И в св. Евангелии говорится, что волхвы являлись к новорожденному Царю иудейскому с дарами – златом, смирною и ливаном (ладаном). Следуя этому-то обычаю, как говорит древнейшее предание, и Мария Магдалина, когда явилась с проповедью о Христе к римскому кесарю Тиверию, поднесла ему в подарок красное яйцо. И по бедности ревностной проповедницы веры Христовой, и по ее мудрости христианской, – это был самый подходящий подарок для кесаря. Красное яйцо, по сказанию того же предания, дало равноапостольной Марии Магдалине случай выяснить наглядно те святыя истины, которые она имела возвестить кесарю, а именно, истину воскресения Христова и нашего всеобщего воскресения. В одной древнейшей книге, хранящейся у греков, от которых, как известно, мы приняли христианскую веру, а вместе с нею и обычай в пасхальные дни употреблять красные яйца, пишется, что у них был такой обычай в монастырях: «в день Пасхи игумен, прочитавши молитву на благословение яиц и сыра, целует братию и раздает им яйца, говоря: «Христос воскресе!» Затем прибавляется в той книге: «так мы приняли от святых отцев, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо св. равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения» (Дни богосл. Дебольск. кн. 2, стр. 196).

И мудрое это дароприношение, прибавим мы от себя. Не затрудняет оно ни богатаго, ни беднаго, по своей мало-значительности, а в то же время всегда может быть выражением нашей взаимной, братской, христианской любви, объединяющей всех. Незначителен, по-видимому, этот общепринятый взаимный дар между христианами, а между тем как он многознаменателен.

Христос воскресе! начала свою проповедь о главнейшей и малодоступной для язычника истине христианской св. равноапостольная Мария Магдалина, – и своим многознаменательным подарком наглядно выяснила кесарю, что, несправедливо распятый при Понтии Пилате, Иисус действительно воскрес, – как восстает к жизни из яичной скорлупы, точно из гроба, живой птенец.

Красный цвет яйца дал ей повод выяснить что умерший Божественный Страдалец Своею кровию искупил грешный род человеческий от греха и смерти и доставил людям величайшую радость в дарованном им спасении. То же самое красное яйцо, в руках мудрой проповедницы христианства, было наглядною проповедью и о радостном воскресении всех верующих во Христа. – Такое же многознаменательное значение красного яйца остается и доселе для нас, христиан.

III. Итак, христосуясь друг с другом и преподнося взаимно друг другу в дар пасхальные яйца, будем, благочестивые слушатели, и сердцем чувствовать то, что все мы братья о Христе, обязаны взаимно любить и уважать друг друга. – «Друг друга обымем; рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением,» как поется и в одной пасхальной песне. Итак, в употребляемых нами теперь пасхальных красных яицах будем видеть наглядный образ всерадостного воскресения Христа, Спасителя нашего, после Его кровавых страданий и крестной смерти, для нашего спасения. В этом же самом символе воскресения Христова будем видеть наглядное изображение и нашего воскресения для жизни вечной.

Да, други мои, будет время, когда, по подобию воскресшего Спасителя нашего, и наши мертвыя тела, заключенные в гробах, как яичных скорлупах, оживут, и, соединившись с душами, воспрянут от земли, – и мы, по милости за нас умершего и воскресшего Господа, как птенцы небесные, подобно ангелам небесным, воспарим в небеса, для вечного и блаженного прославления Господа.

Дай, Господи, тогда всем нам вечно праздновать твою Пасху в невечернем дни царствия Твоего! (Сост. по кн. «Поучительные чтения на каждый день года», прот. П. Троцкого, т. I).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle