Источник

Книга 3, Поучение 10Книга 4, Поучение 1

Воскресение Христово (Пасха)

Поуч. 11-ое. Седьмой день св. седьмицы (суббота).

(Что означает артос?)

I. Между многими знаменательными священными обрядами, коими сопровождается светлое и светоносное торжество воскресения Христова, мы видим и то, что в первый день воскресения Господня полагается в храмах особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, освящается молитвою и окроплением воды святой. В продолжение всей торжественной седьмицы освященный хлеб сей остается посреди собора верующих в храме. Наконец, по окончании светлых дней праздника, после вторичного благословения, он раздробляется и преподается верующим.

Что значит такое учреждение? Это, братия, творится в воспоминание многих, весьма важных событий из последних дней пребывания воскресшего Господа на земле, – творится для того, чтобы вожделенный образ Воскресшего живее и глубже напечатлелся в душах и сердцах наших, по заповеди апостольской: поминай Господа Иисуса Христа воставшего от мертвых (2Тим. 2, 8).

Помните, братия, что Господь Иисус Христос, отходя на крестные страдания Свои, в последний раз беседовал с учениками Своими в горнице Сионской за таинственною вечерею, где, прием хлеб, благослови, и преломив, даяше учеником, и рече им: приимите, ядите, сие есть тело Мое; сие творите в Мое воспоминание. Известно также, что в первый день светоносного воскресения Своего, пред вечером, Он сопутствовал двум ученикам Своим, шедшим в Эммаус, и, неузнанный ими, объяснил им писание, вошел с ними в дом возлег за трапезою, и приим хлеб, благослови, и преломив, даяше им, и познася им в преломлении хлеба. Наконец, явившись ученикам Своим на море Тивериадском, Господь Сам чудодейственно приготовил для них трапезу, и рече им: приидите, обедуйте, и прием хлеб, даде им.

Можете представить себе, братия мои, как драгоценно было для св. апостолов воспоминание о сих явлениях и действиях возлюбленного Учителя и Господа, при которых дух их восхищался радостию неизреченною; о тех утешительных беседах, от которых сердце их горело святым восторгом; о тех высоких обетованиях, от которых душа их погружалась в море блаженства. Посему-то они, во всю последующую жизнь свою, старались сохранить эти драгоценные воспоминания и тем как бы продлить блаженные минуты видимого пребывания с ними Господа. Для сего, между прочим, всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли праздным и полагали пред ним хлеб – в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет им трапезу и подает им пищу и питие.

Святая церковь, наследовавшая от апостолов их пламенную любовь к своему Господу, удержала и сохранила навсегда и их святые обычаи. Для сего, по примеру апостольскому, в праздник воскресения Христова она полагает среди собора верующих хлеб сей – в воспоминание тех утешительных явлений Воскресшаго, коих были самовидцами и свидетелями св. апостолы, и в ознаменование невидимого пребывания Самого воскресшего Господа посреди собора верующих; ибо он Сам обещал нам: идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их; се Аз есмь с вами во вся дни до скончания века. Молитвою и молением испрашивает св. церковь, чтобы Сам Господь благословил сей воспоминательный о Нем хлеб, как благословлял Он трапезу ученикам Своим, и чтобы Сам – руками служителей Своих – преподал оный верующим, как благоволил преподавать ученикам Своим Своими пречистыми и божественными руками.

II. Столько драгоценневших для сердца христианского воспоминаний, братия мои, соединено с сим освященным хлебом, и столько благословений для души верующей заключено в нем! Примите его от наших недостойных рук, как бы от пречистых рук Самого воскресшего Господа. Вкушая от сего хлеба, перенеситесь благоговейною, молящеюся мыслию в те священные места, где Сам воскресший Господь являлся ученикам Своим и глаголал им яже о царствии Божии.

а) На таинственной вечери мы слышим Господа, беседующего о смирении и братолюбии, как о первой и главной добродетели христианской, как о вернейшем признаке истинных учеников Христовых; видим, как Он, Господь и Учитель, поучает сей добродетели не столько словом, сколько собственным Своим примером, – Сам смиряется до звания раба пред учениками Своими, собственными пречистыми руками омывает их ноги и отирает их лентием. Примем же отверстым и благим сердцем это трогательнейшее увещание к смирению и братолюбию; изгоним из сердца своего всякую злобу и недоброжелательство, горькую зависть и лукавство, всякое превозношение и презорство.

б) На пути в Эммаус мы слышим беседу Господа о Его спасительных страданиях, от которой горели сердца учеников Его. Св. евангелисты не передали нам этой беседы словами Самого Господа; но слово крестное составляло существенную и главную часть всей проповеди св. апостолов. Читая их послания, мы может удостовериться со всею ясностию и подробностию, от всех писаний пророческих, яко тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою: так нужно было, для удовлетворения правде Божией, для восстановления святости закона Божия, попранного грехопадением человека Божия, воплотиться и прострадать Сыну Божию, чтобы избавить нас от проклятия и смерти; так нужно было Ему внити в славу Свою воскресением от мертвых и вознесением на небо, чтобы совозвести с Собою и нас, совоскресить и спосадить в небесных. О сем предвещали все пророки, о сем проповедуют св. апостолы. Будем же, братия мои, твердо и несомненно веровать их богодухновенным словам, чтоб не заслужить упрека от Господа, подобно ученикам Эммаусским: о немысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы!

в) Но переносясь духом во след Господа к морю Тивердиадскому, будьте готовы, братия мои, ответствовать на вопрос Самого Господа: Симоне Ионин, любиши ли Мя ? Любишь ли Меня ты, которого искупил Я ценою крови Моей, от греха, проклятия и смерти, от уз ада и диавола? Покажи Мне любовь твою от дъл твоих: яви Мне усердие твое благоговением ко храму Моему, послушанием слову Моему, исполнением заповеди Моей, приятием таинств Моих со страхом и верою, чистотою и благоговением. О, если бы каждый из нас с чистым сердцем, с безупречною совестию, от полноты любящей души, мог исповедать пред своим Спасителем и Господом: ей Господи, Ты вся веси: Ты веси, яко люблю Тя! И не только исповедать устами, но и засвидетельствовать исповедание сие делами и жизнию! Тогда мы ощутили бы в самих себе исполнение и следующего высочайшего обетования: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к Нему приидем и обитель у Него сотворим (Иоан. 14, 23) Аминь. (Сост. по «Полн. собран. пропов.» Димитрия, архиеп. херс, т. I).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle