Источник

Тридцатый день.
Поучение 4-ое. Св. благоверный князь Алекеандр Невский.

(Как нам идти за И. Христом?)

I. В день памяти св. благоверного князя Александра Невского, который, несмотря на все трудности княжеского правления в тревожное и опасное время, когда ему приходилось бороться и со шведами, и сохранить целость России и св. веры от татар, завоевавших Россию и готовых истребить ее, как доблестный воин всю жизнь строго и неуклонно шел по пути, указанному И. Христом и наследовал чрез то небесную славу в царствии Божием, уместно будет остановиться над вопросом: «как и нам идти за И. Христом?»

II. Путь в царствие небесное есть Сам Иисус Христос; только тот идет по сему пути, кто идет за И. Христом:

Иисус Христос сказал: кто хочет идти за Мною. Слова сии значат, что Иисус Христос никого не приневоливает и не принуждает идти за Ним. Он не хочет иметь Своими учениками невольников, или не имеющих собственного желания, но хочет, чтобы человек сам, охотно и без всякого принуждения, предал всего себя Ему; и следовательно в царствие небесное входят только те, которые сами желают войти. Христианин! спасение и погибель твоя зависят от собственной твоей воли. Господь, по Своей неизреченной премудрости и любви, даровал тебе свободу делать что хочешь, и не хочет отнять у тебя сего драгоцейнейшего дара. Итак, хочешь ты идти за И. Христом – и Он указует тебе путь в царствие небесное, и даже готов помогать тебе на сем пути; не хочешь идти – твоя воля: никто тебя не принуждает и не принудит. Но смотри: берегись пренебрегать призывание Иисуса Христа и Его такую милость. Иисус Христос, по Своей великой благости, долго-долго толкает в двери сердца всякого человека, чтобы пробудить его душу и возбудить в нем желание спасения; но горе тому, от кого Он наконец отступит и кого отринет, как сына погибели!

Что значит идти за И. Христом? «Итти за И. Христом» значит во всех делах и поступках своих подражать делам и поступкам Иисуса Христа. Как жил и поступал Иисус Христос на земли, так точно должны и мы жить и поступать, как например:

Иисус Христос всегда воздавал благодарение и хвалу Богу Отцу Своему, и всегда молился ему; точно так и мы, во всяком состоянии и во всех обстоятельствах жизни нашей, должны благодарить Бога, любить Его, и явно и тайно воздавать хвалу Ему и молиться Ему, и всегда иметь Его в своем уме и сердце.

Иисус Христос пречистую Матерь Свою и мнимого отца Своего и начальников почитал, и им повиновался. Точно так и мы должны слушать и почитать своих родителей и воспитателей, не раздражать и не оскорблять их своими поступками; и должны уважать своих начальников и всякую власть, и должны им повиноваться и безропотно исполнять их повеления.

Иисус Христос, Царь вселенныя, платил дань царю земному, и Судия живых и мертвых не хотел присвоять Себе гражданской власти судьи или делителя (Лук. 12, 14). Точно так и мы должны платить дани царю нашему без всякого ропота, и не принимать на себя власти, не принадлежащей нам, например, власти судить и осуждать имеющих власть и проч.

Иисус Христос должность, принятую Им на Себя, и дело, на которое Он послан в мир, исполнял с охотою, ревностию и любовию. Точно так и мы должны с усердием, охотою и безропотно исполнять свои обязанности, какие налагает на нас Бог и Государь, несмотря на то, хотя бы должности наши были трудны или низки.

Иисус Христос всякого человека любил и всем делал всякое добро. Точно так и мы должны любить своих собратий и, сколько возможно, делать им добро или делом, или словом, или мыслию.

Иисус Христос для спасения человека предал Самого Себя. Точно так и мы для доставления добра людям не должны жалеть ни трудов своих, ни здоровъя; для спасения и защиты отечества и Государя, как отца отечества, не должны щадить даже самой жизни своей, а для Иисуса Христа, как Искупителя и Благодетеля нашего, не должны жалеть ни самых утешений души нашей, ни тела нашего, подобно святым мученикам, за Иисуса Христа претерпевшим различные мучения и смерть.

Иисус Христос волею предал Себя на страдание и смерть. Точно так и мы не должны убегать от страданий и горестей, посылаемых нам от Бога, но должны также со смирением и преданностию к Богу принимать и переносить их.

Иисус Христос прощал врагам Своим все, что они делали Ему, и сверх того, делал им всякое добро и молился о спасении их: точно так и мы должны прощать врагам своим, добром платить за сделанное нам зло, благословлять ругающих нас, в полной вере и надежде на Бога, правосуднейшего и всевидящего Судию, без воли Коего и волос с головы нашей не погибнет. Перенеся обиду без жалобы, без мщения и с любовию, ты поступишь как истинный христианин.

Иисус Христос, Царь неба и земли, жил в бедности, и Своими трудами снискивал Себе необходимое для жизни: точно так и мы должны быть трудолюбивыми и безленостно искать необходимого для жизни нашей, и быть довольными своим состоянием и не желать богатства; потому что, по слову Спасителя, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие небесное.

Иисус Христос, будучи кроток и смирен сердцем, никогда не искал и не желал похвалы от других. Точно так и мы не должны ничем хвалиться пред другими и искать похвалы от других. Наприм., делаешь ли ты добро другим, творишь ли ты милостыню, живешь ли благочестивее других, или ты разумнее многих, или вообще лучше и отличнее ты своих собратий, – не хвались этим ни пред людьми, ни пред собою: потому что все, что ты имеешь в себе и у себя доброго и похвальнаго, все это не твое, но дар Божий; твои одни только грехи и слабости, а все прочее – Божие.

Итти за И. Христом значит еще то, чтобы повиноваться слову Иисуса Христа; и потому мы должны слушать, верить и исполнять все, что сказал Иисус Христос в Евангелии и чрез апостолов Своих, и все это делать без мудрования и в простоте сердца. Кто слушает и внимает слову Иисуса Христа, тот может называться учеником Его; а кто слушает и исполняет слова Его и притом в простоте сердца и с совершенною преданностию, тот есть истинный любимый ученик Его.

III. Итак, вот что значит идти за И. Христом; вот истинные качества и свойства ученика Иисуса Христа, вот истинный и прямой путь в царствие небесное, и вот путь, которым прошел Сам Иисус Христос, живя на земле, и которым должны идти христиане! Не было, и нет, и не будет другого пути, кроме сего пути.

И конечно, путь этот негладок, узок и колюч, и особенно таким он покажется при начале своем: но за то он прямо ведет в рай, в царствие небесное, в вечное блаженство, к Богу, – Источнику всякого блаженства. Скорбен путь этот; но можно сказать, что за каждый шаг по нему предстоят тысячи наград. Страдания на сем пути не вечны, и даже можно сказать минутны, а награда за них нескончаема и вечна, как Сам Бог. Страдания день от дня будут становиться меньше и легче, а награда час от часу будет увеличиваться более и более, во всю безконечную будущую жизнь.

Итак, не страшитесь этого пути; ибо гладкий и ровный путь ведет в ад, а колючий и неровный – на небо. Сам Христос – Помощник на этом пути, а Он сильный Помощник, идите за Ним, поспешайте и не медлите; идите, пока еще не затворены для вас двери царствия небеснаго, – и Отец ваш небесный еще далеко встретит вас на сем пути, облобызает вас, оденет вас первою одеждою, украсит вас перстнем и введет вас в чертог Свой, где пребывает Он Сам и все святые пророки, апостолы, святители и мученики и все праведные, и где вы будете веселиться веселием вечным и истинным. – Но когда будут затворевы для вас двери царствия небеснаго, т. е. если вы умрете без покаяния и добрых дел, то как бы ни старались идти туда, но вас не пустят. Вы станете толкать в двери и говорить: «Господи, отверзи нам!» мы Тебя знаем, мы крещены в Твое имя, мы назывались Твоим именем и даже делали им чудеса. Но Иисус Христос скажет вам: «Я не знаю вас», вы не Мои, «идите от Меня в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его»; там будет плач и скрежет зубов... (Сост. По «Указанию пути в царствие небесное», Иннокентия, митр. московск.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle