Месяц август
Тридцатый день.
Поучение 3-е. Св. благоверный князь Александр Невский.
(Царь есть Божий слуга и отец отечества).
I. Св. ныне прославляемый благоверный князь Александр Невский был ангелом в Бозе почивших государей земли святорусския: Александра I Благословеннаго, Александра II, Царя освободителя и мученика, и Александра III Миротворца. В день св. благоверного князя Александра Невского вся стомиллионная Россия не раз преклоняла свои колена в храмах Божиих и молилась о своих державных Вождях. Перед временем общих и прилежных молитв церкви о Царе уместно было тогда, да и теперь полезно будет предложить вашему благочестивому вниманию вопрос: что такое царь для царства? Узнав, что дарование царя царству есть великое благодеяние Божие к христианскому народу, мы тем усерднее будем возносить свои молитвы к Богу о Царе нашем, Благочестивейшем Государе Императоре Николае Александровиче, ныне благополучно царствующем, за которого каждый день св. церковь вместе со всеми христианами земли святорусские возносит свои молитвы к Царю царей.
II. а) Итак, спросим: что такое благочестивый Царь для благочестивого царства? Божий слуга есть, посланник и служитель Отца небеснаго, живое орудие всеуправляющей десницы Божией, исполнитель судеб Божиих о народе. Един Господь Бог, Творец и Вседержитель, есть Царь и Владыка всяческих; Ему единому принадлежит всякая власть и сила на небеси и на земли. «Тебе, Господи», говорит богодухновенный царь, подобает «величество и сила и слава, и одоление и хвала, Тебе достоит царствовати и Тебе, Господи, царство и великолепие во всех и во всяком начале» (1 Парал. 29, 11). От сего-то верховнейшего Владыки всяческих исходит и всякая власть на земли; «несть бо власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Римл. 13, 1). От него происходит преимущественно высочайшая власть царственная: «владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет даст е» (Дан. 4, 14). «Мною Царие царствуют и сильнии пишут правду», говорит всезиждительная Премудрость Божия (Притч 8, 15). Он Сам предызбирает мужей благопотребных во время свое, возводит их на высоту престолов, поставляет вождями народов, вручает им судьбу царств земных: «в руце Господни власть земли, и потребного во время воздвигнет на ней» (Сир. 10, 4). И сих-то избранных Он предваряет Своим благословением благостным: славу и велелепие возлагает на них; дарует им суд Свой и правду Свою, «судити людем» Его «в правде» (Псал. 71, 2) «и нищим» Его «в правоте»; препоясует их силою свыше, изощряет меч и напрягает лук, да будут «отмстителями в гнев злое творящим» (Римл. 13, 4); согревает сердце их любовию к утешению сирых, к заступлению обидимых; влагает слово Свое в уста их, чтобы закон царственный был свят и непреложен и слово царственное не возвращалось тще; содержит самое сердце их в руце Своей, «и аможе аще восхощет, тамо уклонит е» (Притч. 21, 1).
б) Спросим еще самих себя: что такое благочестивый Царь для благочестивого царства? Богодарованный отец многочисленного семейства, без которого сыны царства подобны бесприютным сиротам, лишенным крова и защиты; свыше поставленная глава народа, которая, сосредоточивая в себе жизнь и силы государства, охраняет его целость, приводит в стройное и согласное движение его члены, и без которой все царство было бы мертво и неподвижно. Посмотрите на великое царство вселенной! Взойдет на небе солнце, – и все радуется и животворится, возрастает и укрепляется, цветет и плодотворит. Сокроется солнце на западе, – и всюду мрак и темнота, все предается бездействию и сну. Покроется солнце облаками, – и все приемлет унылый и мрачный вид, – не так ясно и не так отрадно, не то небо и не та земля. Что боговозженное солнце для природы, то Богодарованный Царь для своего царства. Призирает светлое око Царя, – и иссушаются слезы, утоляются вздохи, ободряются труды, оживляется мужество. Простирается щедрая десница Царя, – и облегчаются бедствия, восполняются лишения, награждаются заслуги, увенчаваются подвиги. Исходит царственное слово, – и все приводится в стройный чин и порядок, все возбуждается к деятельности, всему указуется свое назначение и место. Вспомните судьбу любезного отечества нашего! Кто просветил его светом истинной веры и благочестия? Цари православные. Кто основал, расширил, укрепил его и украсил памятниками веры и славы народной; Цари православные. Кто охранил его в тяжкие годины испытания, возвеличил его могущество и славу? Цари православные. Кто призвал к нам науки и искусства, образовал наши нравы, приучил к трудолюбивой промышленности, водворил обилие и довольство? Цари православные. Словом, жизнь народа русского всегда нераздельна была с жизнию царей русских и опиралась на ней: вместе они трудились и преуспевали, вместе терпели и страдали, вместе молились и уповали, вместе сражались и торжествовали.
III. Что воздадим, братие-соотечественники, благодеющему нам Богу «о всех, яже воздаде нам?» (Псал. 115, 3). Вседовольный и всеблаженный, Он благих наших не требует, напротив Сам подает каждому «жизнь и дыхание и вся» (Деян. 17, 25). Одно благоволит Он принимать от нас – чистое и святое, сердечное и благоговейное благодарение и прославление святого имени Его: «призови Мя в день скорби твоея». говорит Он, «и изму тя», «и прославиши Мя» (Псал. 49, 15). Да вознесется ныне и да возносится всегда от сердец наших благодарение сие, как кадило благовонное и как всесожжение тучное и всесовершенное пред престолом величества славы Божией. Одно, чем можем привлекать к себе благодать Божию, – это благоговейная, усердная молитва, соединенная с живою верою в безконечные заслуги и ходатайство за нас Сына Божия: «аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Иоан. 16, 23), уверяет нас Сам Единородный Сын Божий.
Помолимся ныне и будем молиться всегда: да сохранит Господь драгоценную жизнь благочестивейшего Монарха нашего до последних пределов жизни человеческой; да не оскудеет никогда крепость десницы его к отражению всех врагов отечества, к низложению всех преград благоденствия народнаго, к совершению всех великих помыслов Его, да озаряется ум его свыше к усмотрению всего, что потребно для счастия народов и племен, находящихся под могущественным скипетром его. «Молю убо», убеждает нас и апостол Христов молиться за царя, «творите молитвы, моления и благодарения за Царя и за вся, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом» (1Тим. 2, 1–3). (Сост. с некоторым дополн. и измен. по Полн. собр. проп. Димитрия, архиеп. хер. т. V).