Источник

Тридцатый день.
Поучение 2-ое. Св. благоверный князь Александр Невский.

(О заслугах и молитвенном предстательстве святого благоверного князя Александра Невского).

I. Св. ныне ублажаемый благоверный великий князь Александр Невский давно оставил землю и царствует на небе со Христом, но он не перестает любить свою братию, свой народ, свою отечественную страну, где он некогда царствовал, где подвизался, где страдал, где проливал кровь в борьбе с врагами св. веры и отечества и где прославился, как новый чудотворец, преславный и богоприятный.

Веруем, что, не переставая любить русский народ, святый Александр Невский молит Господа, чтобы Он ниспослал этому народу преуспеяние в вере и благочестии, мир, благоденствие, изобилие земных плодов. Особенно же молится он за тех, кто почитает его память, кто просит его молитв или имеет его своим ангелом, т.е. небесным покровителем. Наипаче же ходатайствует он пред Богом за нашего Государя, великого Царя православной России, Николая Александровича. Наш Государь есть преемник его власти, восседает на его престоле и продолжает дело правления. За благо святой Руси Александр Невский понес много трудов, много терзаний. Настоящий Государь наш венчает труды его, пожинает плоды забот его и собирает их на благо русского народа.

II. Святый Александр Невский царствовал в тяжелое для России время. Силы ее были еще слабы, а враги безчисленны.

а) От севера шли на Россию шведы. Они грозились превратить веру нашу, осквернить святыню нашу, насадить у нас свою веру, которой не принимали отцы наши. Они шли огромными полчищами, в богатом и крепком вооружении. И вот, является в древнем Нове-Городе князь Адександр Ярославич, тогда еще юноша 25 лет, прекрасный, как ангел Божий. Смиренно молит он Господа о помощи и, укрепившись надеждою на Бога, обращается против врагов церкви и отечества, неудержимый и могучий, как Сампсон. Он находит шведов на реке Неве; святые Борис и Глеб являются ему, как пособники и соратники; с верой в небесное покровительство, с мужеством и отвагой, которые отличают молодость, Александр бросается на шведов и наносит им полное поражение.

На той самой реке Неве, на берегах которой некогда подвизался св. Александр, потому и называемый Невским, красуется теперь Петербург, столица нашего Государя, и там возвышается трон его. Таким образом, где один (Александр Невский) подвизался, там другой, его потомок, царствует. Один положил основание, а другой на этом основании воздвигает высокое здание народного могущества, свободы и величия.

б) После поражения шведов на реке Неве святый Александр Невский одержал блистательную победу над немцами. Немцы уже овладели было многими русскими областями на западе, поставили своих наместников в русских городах. Но, вот, является князь Александр Ярославич, сначала нападает на немецкие области, а потом и на главную немецкую рать. Господь и здесь благословил оружие Своего избранника; Невский герой нанес немцам решительное поражение, выгнал их наместников из русских городов и так доставил русскому народу торжество, а у немецкого надолго отбил охоту нападать на русские земли.

Эти немцы со всеми своими владениями входят теперь в состав русского государства и находятся под державою нашего Государя.

в) Но святый Александр Невский не был только героем на поле брани...

В то тяжелое время свирепые татары опустошили и подчинили себе Русь. Что же делает св. Александр, победитель шведов, немцев и литовцев, полный любви к отечеству и юношеских сил! Если бы в нем была только отвага, то он, конечно, бросился бы на татар, как и на немцев. Но в нем было еще и разумение воли Божией и смирение пред карающей десницей Господней. Татарское нашествие и татарское владычество – это были такие бедствия, которых нельзя было отвратить человеческими силами.

«Это гнев Божий. С Богом никто не в силах спорить. Если Он восхотел покарать, то кто может избавить, кроме Его Самого? Сохраним в непорочности святую веру, и тогда Он умилосердится и после времен уничижения и стыда пошлет нам дни величия и славы». Так рассуждал святый Александр Невский и после славных побед над шведами, немцами и литовцами отправился на поклон к татарскому хану. Он склонил пред ханом свою славную главу и уничижил себя за свой народ, отрекся от своего геройства, отложил свою доблесть воинскую и явил высочайшие добродетели христианские – самоотречение, смирение, покорность воле Божией. Невозможно сказать, как труден, велик и свят был этот подвиг!

Поклоняясь непобедимому хану, св. Александр выпросил у него одну милость для русского народа, но такую милость, которая вознаграждала его народ за все его бедствия. Эта милость состояла в том, что татары не теснили и не истребляли на Руси святой православной веры. Св. Александр понимал своим великим, богопросвещенным умом, что со святой верой Россия не пропадет, что с нею Россия беду переможет. О! как свят был твой подвиг здесь, святый благоверный и великий княже Александре!

Возвращаясь от татар, св. Александр вдруг почувствовал приближение смерти, принял монашескую схиму, наречен Алексием и умер почти во цвете лет, окруженный такою любовию своих подданных, что они готовы были за ним и во гроб лезть (по выражению летописца).

Господь принял его в лик Своих святых угодников, прославил его чудотворениями. Нетленно оказалось тело его. Нетленна оказалась и Россия, за которую он терпел опасности и унижения. Из своего порабощения Россия поднялась величественная и несокрушимая, а враги ее и притеснители истаяли и обратились в ничтожество. Теперь мы видим их продающих старье и находящихся в услужении у русских, некогда своих рабов. Престол Александра Невского поднялся, возвысился над множеством народов, и где предел его возвышению? – еще никто сказать не может.

III. На этом престоле восседает теперь благочестивейший Государь Николай Александрович. Помолимся святому Александру Невскому, чтобы он, царствуя на небеси, своими молитвами приходил на помощь Насдеднику его престола, царствующему над народом его

Да расточатся его молитвами враги России и Царя. Святая вера с добрыми нравами да укрепляет народ и да ведет его к царству вечному, небесному. Аминь. (Сост. с некот. измен. по проп. «Рук. для сел. паст.» за 1890 г., август).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle