Источник

Тридцатый день.
Поучение 1-ое. Перенесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в царствующий град Петербург.

(О доблестях святого благоверного князя Александра Невского).

I. В настоящий день мы не можем пожелать для всех ничего лучшаго, как той небесной славы, которую приобрел себе святый, достойно чтимый и ублажаемый ныне св. церковию, благоверный князь Александр Невский, живший в трудное время татарского порабощения России. Этому порфирородному праведнику удивлялись его современники, пред ним благоговеют потомки, честные мощи его прославил нетлением праведный Мздовоздаятель праведников, святая церковь причислила его к лику святых. Чем же стяжал себе такую славу св. Александр Невский? На это отвечает мать наша, православная церковь, в одном из своих песнопений в честь его. «Приидите вси российстии сыны», воспевает она, «восхвалите доброго начальника, власти»«мудрого строителя, воины»«доблестного воина, любители православия»«твердого исповедника веры, изволением мученика». (Канон св. Александру Невск.). Вот цветы, из коих сплетен неувядаемый венец славы благоверного князя, святого Александра Невского.

II. а) Итак, святый благоверный князь Александр Невский был прежде всего добрым и милостивым начальником. Призванный на дело служения своему отечеству во дни посещения его – во время татарского нашествия, благоверный князь явился в это время истинным хранителем и утешителем земли русской. Он хотя и болел душею по братиях своих, но не только не пытался идти войною против поработителей своих, а и удерживал народ от этого, заповедуя повиноваться им, «ибо Господь почтил их царством», внушал всем терпение в перенесении ниспосланного свыше наказания и покаяние во грехах своих, показывая собою добрый пример; людей бедных и нищих, томимых гододом, питал хлебом своим, утешал отчаявающихся; сам собирал дань для поработителей своих, дабы тем укротить жестокость и варварство их. Не раз путешествовал благоверный князь в орду для ходатайства за русский народ пред неверными, «ихже посла Господь на люди Своя ради грех их», а в последнее свое путешествие для защиты земли русской и окончил свою земную жизнь. Вспоминая о такой царственной доблести святого благоверного князя Александра Невского, помолимся ему, да почиет и на всех христианах православного царства дух пламенной любви к своему отечеству с готовностью положить жизнь свою на службе ему, в защите царя – помазанника Божия, св. церкви и всех православных христиан.

б) Святый благоверный князь Александр Невский был, далее, мудрым правителем. Много мудрости нужно было иметь великому князю, дабы, с одной стороны, не ожесточить могучих властелинов, а с другой – защитить беззащитный народ от их насилия. Много требовалось мудрости, дабы управлять страною, в которой, по прошествии полчищ татарских, цветущие города и села были разоряемы и сжигаемы, народ разбегался от страха врагов, скрывался в лесах и других потаенных местах, ожидая себе поминутно смерти от меча варваров. Много нужно было мудрости управлять страною, состоящей из множества самостоятельных княжеств, действовавших порознь против общего врага. Но мудрость св. Александра Невского изыскивала средства ослаблять и отклонять эти трудности и беспорядки. Вспоминая о царственной мудрости святого благоверного князя Александра Невского, помолимся, братия, ему о том, да ниспошлет Господь Бог и возлюбленному Монарху нашему Благочестивейшему Государю Императору Николаю Александровичу премудрость, которая творит и царей славными, и подданных счастливыми.

в) Третья царственная доблесть св. Александра Невского, прославляемая святою церковию, – это непобедимое мужество, приводившее в восторг и удивление всех современников. Невидимая помощь свыше, которой благоверный князь вверял себя с молитвою, видимо осеняла его во многих войнах с врагами земли русской, так что слава бранных подвигов его проникла во все страны мира. Но и по окончании своего земного поприща св. Александр Невский не оставил без попечения своего земли русской и на небе: явил помощь и по смерти своей князю Димитрию Донскому в борьбе его с татарами и исходатайствовал царю Иоанну победу над казанцами. В силу этого мы веруем, что он ныне ограждает молением своим и всех нас, и грады владычествия своего, и вся люди земли российския, споборствуя на сопротивные наследникам своим императорам всероссийским. (Троп. св. Алекс. Невск.). А веруя в это, вознесем усердные молитвы к святому защитнику земли русской, да почиет тот же дух непобедимого мужества и крепости и на Августейшем Монархе нашем, да сотворит и его Господь Бог врагом победительна, злодеем страшна.

г) Наконец, самый лучший цвет в неувядаемом венце славы благоверного князя Александра Невского есть благочестие и святая ревность его по вере. Благочестивый князь видел в православной вере, насажденной в земле русской равноапостольным предком его князем Владимиром, единственный залог спасения Руси, раздробленной на уделы и теснимой со всех сторон врагами, – и ни угрозы, ни ласки, ни льстивыя обещания римского посла не могли склонить его к измене православию. «Ни огнь, ни вода, ни меч и никакая сила не принудят меня отступить от учения православные восточные церкви», – эти достопамятные слова произнес он некогда против обольщений запада. С другой стороны, Александр Невский твердо был убежден, что святая вера есть единственный залог жизни вечной, для которой он и подвизался на земле ко благу вверенного ему Богом народа. Он решился лучше умереть в Орде, по примеру благоверного предка своего, св. князя Михаила черниговского, чем уступить требованию зловерных и совершить языческий обряд: «огню и идолам кланяться не буду», сказал благочестивый князь Александр Невский страшному завоевателю Батыю: «я – христианин, и лучше приму смерть, чем отвергнусь веры пред людъми». Сам свирепый повелитель татар – Батый, уважая мужество исповедника Христова, вопреки своему обычаю, принял и отпустил его с честию. Воспоминая о такой исповеднической доблести св. Александра Невского, его благочестии и богоугодном житии, помолимся этому венценосному исповеднику веры Христовой, да почиет тот же дух благочестия и страха Божия на Благочестивейшем Государе нашем Императоре Николае Александровиче. (См. Проп. прилож. к Рук. для с. паст. за 1891 г.).

III. Святый благоверный княже Александре! Ты хранил, защищал и спасал землю русскую во время своей земной жизни, ты помогал во бранех благоверным правителям земли русской, ты осенял священную главу тезоименитых тебе – Александра Благословенного и Александра Освободителя-мученика в тяжкие годины искушений России, твоему небесному руководству и попечению вверена была драгоценнейшая жизнь в Бозе почившего Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Александровича, великого царя Миротворца. Прилежно молим тя: сохрани его Сына, ныне благополучно царствующего Государя Императора Николая Александровича, для блага и счастия возлюбленного тобою отечества нашего: исполни Его духа премудрости и разума, духа крепости и мужества, духа благочестия и страха Божия, да и грядущие все роды всегда славят твое предстательство и заступление пред Богом. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д-ко с дополн. по указ. выше источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle