Источник

Первый день.
Поучение 3-е. Происхождение древ честного и животворящего креcта Господня.

(О силе крестного знамения).

I. Нынешний праздник установлен в церкви по такому случаю. Благочестивые цари: русский Андрей Боголюбский и греч. император Мануил, некогда в нынешний день получили победу над своими врагами, при бывшем знамении от креста Господня и св. икон, вынесенных впереди правоверных воинов их: когда от честных изображений воссиял свет, тогда ободренные сим божественным знамением воины дружно ударили на врагов и славно победили и рассеяли их. Благодарные цари, узнавши о такой милостй и помощи Божией тому и другому, в одно и то же время явленной, постановили, с совета представителей правосл. церкви, 1 августа, в день чудесной победы, совершать крестный ход на воды с св. иконами и животворящим знамением креста.

II. В праздник кресту Господню о чем и говорить, как не о кресте и крестном знамении?

По словам вселенского учителя св. Иоанна Златоуста, «крестное знамение и в прежния и в нынешния времена отверзало двери запертые, отнимало силу у вредоносных веществ, делало недействительным яд и врачевало смертоносные угрызения зверей. Ибо, если оно отверзло врата адовы, отворило твердь небесную, вновь открыло вход в рай и сокрушило крепость диавола: то что удивительнаго, если оно побеждает силу ядовитых веществ, зверей и всего, тому подобнаго?» (Сборн. бес. стр. 293).

Докажем слова св. Златоуста примерами и событиями, записанными в свящ. книгах.

б) Крестное знамение отнимает силу у вредоносных веществ. Так один бедный христианин, не имея чем уплатить долг заимодавцу, просил еврея дать ему яд. Три раза он принимал его; но яд не действовал, потому что христианин каждый раз знаменал сосуд с ядом крестным знамением (Луг дух.).

Когда враги Христовы хотели отравить ядом авву Иулиана, то подкупили слугу, чтобы тот, когда будет подавать пищу Иулиану, вложить яд в стакан. Слуга так и сделал. Но св. Иулиан, по вдохновению Божию, узнал коварство. Принявши стакан, поставил пред собою, положил на стакан троекратно знамение креста, сказавши: «во имя Отца и Сына и Св. Духа», – выпил яд, и остался невредимым (Луг дух. стр. 92).

б) Сила крестная умерщвляет лютых зверей. В тех местах, где был монастырь св. Златоуста, появился лютый лев, который и скотов и людей похищал и пожирал. Когда донесли об этом св. Иоанну, то он повелел водрузить на том месте, откуда исходил зверь, деревянный крест. На другой день увидели при кресте льва мертвым (Уч. благ. стр. 326).

в) Сила крестная врачует смертоносные угрызения гадов. Так, некоторый пастырь овец был уязвлен змией и умирал. Один благочестивый старец влил по кресту воду в уста умирающаго, с призыванием Св. Троицы и великомученика Георгия, – и пастырь выздоровел.

г) Сила крестная отгоняет бесов. Однажды диавол напал на св. Киприана, стал бить и душить его. Киприан, не могши ничем от него защититься, поднял руку и перекрестился. Диавол тотчас, как стрела, отскочил от него, потом рыкнул, как лев, и исчез. (Чет.-М. окт. 2).

Однажды св. Пахомий, стоя на молитве, услышал голос: «радуйся, старец, столько мне угодивший! Аз есмь Христос, и пришел к тебе, как к другу моему» Св. Пахомий изумился и рассуждал сам с собою: «Христово пришествие к человеку приносит ему радость; сердце тогда не чувствует никакого страха, а я теперь боюсь, страшусь... Нет, это не Христос!» И оградившись крестом сказал: «отойди от меня, дух злобы! Будь проклято лукавство всех твоих начинаний!» Мгновенно призрак исчез, оставив по себе смрадный запах (мая 15).

Св. Иоанн Златоуст говорит: «если ты с сердечным расположением и верою изобразишь крест на лице своем, то ни один из нечистых духов не возможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану. Ибо, если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников: то представь, как ужасаются диавол и демоны, видя оружие, которым Христос разрушил всю силу их, и отсек главу змия!..» (Сборн. бес. стр. 294).

III. Кресту твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сельск. паст.» за 1887 г. август).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle