Месяц август
Первый день.
Поучение 2-ое. Происхождение честных древ честного и животворящего креcта.
(Уроки из праздн. события: а) должно подражать нашим предкам в вере и благочестии; б) как должно изображать крестное знамение?).
I. Нынешний праздник происхождения честных древ честного и животворящего креста установлен в Константиполе по случаю губительных болезней, поражавших столицу Греции. Он состоял в том, что находившееся в Царьграде честное древо креста Христова и другие священные предметы выносились из главного Софийского храма и с крестным ходом, с молитвами и окроплением города святою водою, обносились по улицам, а на время ночи и литургии поставлялись в церквах. Крестный ход сопровождался молитвами к Пресвятой Богородице. Первый день месяца августа, когда совершалось «происхождение», т.е. выход с святыми древами, праздновался особенно торжественно. Этот-то день и празднуется ныне под именем праздника «Происхождения честных древ».
Впоследствии к этому празднику присоединился праздник Всемилостивому Спасу и Пречистой Богоматери. Он установлен по общему согласию между русским князем Андреем Боголюбским и цареградским императором Мануилом. Оба они, вышедши в этот день 1164 года на войну, в преднесении иконы Спасителя и др. св. икон, получили над врагами победу: Андрей победил казанских болгар, а Мануил – сарацин.
Что знаменитая победа сия была плодом не одного мужества сражавшихся, а паче действием помощи свыше, – непреложным для всех доказательством того послужил необыкновенный свет небесный, который, во время самой упорной сечи, исходил от иконы Спасителя и честного креста, и видим был всеми.
Таково происхождение нынешняго празднества!
II. а) Мы должны подражать, сколько можно более и постояннее, усердию к вере, чистоте нравов и простоте жизни наших предков, их безграничному самоотвержению там, где шло дело об опасности церкви и отечества, при готовности положить под знамением честного и животворящего креста Господня жизнь свою за св. веру, дорогую родину и помазанника Божия – царя православнаго.
б) У нас, как и у предков наших, есть весьма опасные враги, против коих, как можно чаще, надобно призывать на помощь непобедимую силу креста Христова. Это наши злыя наклонности и страсти. Кого не сильны сразить оне? – И кто, сраженный ими, может оставаться и быть истинным сыном церкви и отечества? – Между тем от этих врагов не защита ни ум и познания, ни доброта сердца и мягкость характера, ни самый навык в добродетели; одна всемогущая сила благодати, один крест Христов только могут соделать нас победителями страстей. Будем же подобно предкам нашим употреблять сие, Самим Богом данное оружие, на поражение невидимых врагов наших, в твердой уверенности, что поражение их, необходимое для нашего частного благосостояния, весьма важно и для благоденствия целого отечества: ибо, если величие его есть плод благословения Божия, то грехи наши, ослабляя сие благословение, по тому самому вредят не только нам, но и целому отечеству.
в) При сем случае сама собою представляется вниманию великая разность между нами и благочестивыми предками нашими в употреблении и изображении крестного знамения. У них крест Христов был всем для всех. Начинали-ль какое дело, – крестились. Оканчивали-ль его, – опять крестилис. Крестом ограждались, отходя ко сну; крестом осенялись, восставая от сна. С крестом садились за трапезу, с крестом восставали от нея. Знамение святого креста выражало внезапную радость; оно же свидетельствовало и о внезапной печали и опасности. Так было у предков наших! У нас, к сожалению, крестное знамение начинает делаться редкостию, и когда является, то большею частию в таком виде, что его трудно узнать. Недугующие расколом чада церкви ревнуют, конечно, не по разуму, прививая спасение к кресту осмиконечному, но не хорошо, весьма не хорошо и то, что у некоторых христиан крест сделался, можно сказать, вовсе безконечен, так что не знаешь, какое дать название той несчастной линии, которую они чертят на себе вместо знамения крестнаго.
Да не будет сего между нами! Господь и Спаситель наш простер на кресте Божественные руце Свои, дал пригвоздить их, и в таком виде, среди ужасных мучений, предал за нас дух Свой Отцу: мы ли будем тяготиться тем, чтобы это положение Его на кресте правильно изображать на себе?
III. Братие! Будем же отныне с верою, благоговением и страхом Божим совершать на себе спасительное крестное знамение, которое только при этих условиях будет всесильным и непреодолимым оружием против наших врагов. Между тем, так ли многие из нас крестятся, как заповедала нам св. церковь? Какое это крестное знамение, когда мы не стараемся ни сложить персты своей руки как должно, ни начертать на себе полный и правильный крест Христов; когда мы непонятным движением руки выражаем только нашу невнимательность и небрежность? Все это показывает, что мы не внимательны ко св. и великому делу молитвы нашей пред Богом. А как страшно совершать с небрежением такое святое дело, каково служение Богу и молитва! Господь, негодуя на лицемерие древних израильтян, говорил: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами, чтут Мя; сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя» (Матф. 15, 8–9).
Стойте всегда в храме Божием благоговейно, слушайте церковное чтение и пение внимательно, молитесь Господу Богу усердно; изображайте на себе крест во всей точности и полноте! Ограждайте себя крестным знамением не только на молитве, церковной и домашней, но и всегда, во всякое время и при всяком случае, призывая на себя силу и помощь распятого Господа и вознося молитву к честному и животворящему кресту: «непобедимая и непостижимая и божественная сила честного и животворящего креста, не остави нас грешных» (стих. на велик. повечер.). Аминь (Сост. Г. Д. по «Проп. Иннокентия, архиеп. херс.» т. 1, и «Сеятел. благоч.» прот. Нордова, т. I.).