Месяц август
Шестой день.
Поучение 2-е. Преображение Господне.
(Духовное преображение наше есть достойный плод Господу). (Поучение по благословении плодов).
I. Настоящее празднество, как сами видите, братие мои возлюбленныя, имеет между прочим и ту особенность, что ныне приносятся в храм и освящаются плоды наших садов. Обычай являться пред лице Господне с начатками плодов так древен, что мы находим первые следы его еще в семействе первого человека. В церкви ветхозаветной, иудейской, даже строгим законом предписано было всему народу израильскому посвящать Богу начатки всех плодов земных, кои, принесенные ко храму, поступали потом в удел священно-служителей его. В новом завете нет подобной заповеди: но чувство сыновней любви и благодарности пред Богом-Благодетелем, столь свойственное христианам – чадам нового закона благодати, само собою располагает не прежде употреблять в свою пользу плоды нового лета, как освятив их принесением в храм Господень и призвав над ними всеосвящающее имя Божие: по сему-то обычай приносить в храм новые плоды для освящения принадлежит к древнейшим христианским обычаям. В православной Греции, откуда вместе с верою и богослужением перешли к нам и все священные обыкновения, к настоящему дню поспевает уже виноград, почему в молитве и испрашивается благословение преимущественно для виноградного гроздия, коим особенно изобилуют страны восточныя. В большей части нашего отечества нет этого плода, по причине северного положения страны нашей; но в замен сего, Провидение Божие, разделяющее Свои дары всем неоскудно, благословило страну нашу многими другими плодами, кои, по тому самому, вместо гроздия приносятся ныне в храм для освящения.
II. Какой же плод принесем мы ныне Господу от вертограда душ и сердец наших? – Плод сей есть наше духовное преображение. Не думайте, чтобы мы употребляли это выражение по одному приспособлению к настоящему дню: нет, того требует самое дело. Разгните книги святого писания и вы увидите, что падение рода человеческого состояло не в другом чем, как в том, что он чрез грех исказил в себе образ Божий, его во время невинности украшавший и бывший источником всех прочих совершенств; увидите также, что спасение наше, совершаемое силою заслуг Христовых и благодатию Святого Духа, состоит по тому самому не в другом чем, как в восстановлении в нас первобытного образа Божия, то есть, говоря другими словами, в нашем преображении из чад греха, проклятия и гнева, в чада святыни, любви и благословения. Такое преображение есть главный предмет веры, нашей деятельности, нашей жизни; и оно-то по тому самому должно быть первым и последним от нас плодом небесному Вертоградарю, стяжавшему нас кровию Своею. Исполнение своих обязанностей к Богу, Которого мы должны любить более всего, к ближним нашим, которых мы должны любить как самих себя, к самим себе, каковая любовь должна выражаться в ревностной заботе о спасении своей души, об очищении себя от страстей и пороков – вот что может соделать наше духовное преображение.
III. Взирая ныне с благоговением на лице Господа, сияющее на Фаворе яко солнце, помыслим, что подобная слава предстоит и нам: «ибо праведницы», сказано, «просветятся яко солнце» в царствии Отца небеснаго; и помыслив о сем, обратим внимание на свое сердце и свою жизнь, дабы видеть, есть ли в них хотя начатки той чистоты и того совершенства, кои потребны для сего славного преображения. Те, кои найдут в себе некоторый залог сего будущего блаженства, да поспешат принести его в дар Господу и Спасителю своему, как плод не столько собственных усилий, сколько Его всемощной благодати. А те, кои приникая к лицу бытия своего, найдут образ души своей темным и неблаголепным, да не замедлят просветиться светом от лица преобразившегося Господа. Аминь. (Сост. с дополн. по проп. Иннокентия, архиеп. херс. и тавр. т. I, изд. 1872 г.).