Источник

Шестой день.
Поучение 1-ое. Преображение Господне.

(Уроки из празднуемого события: а) спеши ко И. Христу и Он успокоит тебя и сделает тебя счастливым; б) средство жить в мире и любви).

I. Преображение Господне, которое мы ныне воспоминаем, происходило таким образом: Иисус Христос, взяв с Собой трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на высокую гору Фавор, и там, во время молитвы, преобразился пред ними, т.е. явился в прославленном виде: лицо Его просияло, как солнце, ризы сделались белы, как снег, и явились Моисей и Илия, с Ним беседующие. Апостол Петр, восхищенный таким чудесным зрелищем, сказал И. Христу: Господи! хорошо нам здесь; если хочешь, построим здесь три сени: одну Тебе, другую Моисею, третью Илии. Но когда он еще говорил, явилось светлое облако и осенило их; и когда они оказались в облаке, то страх напал на них. И вот из облака исшел голос Бога Отца, говоривший: ««Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»«. Услышав голос сей, ученики очень испугались и пали на землю. Иисус, пришедши, коснулся их и сказал: «встаньте и не бойтесь». Вставши, они никого уже более не видели, кроме одного Иисуса в Его прежнем виде.

На другой день, когда сходили они с горы, Иисус Христос запретил им рассказывать кому-либо о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых (Матф. 17, 1–9; Марк. 10, 2–9; Лук. 11, 28–36).

II. а) Отчего, братие мои, апостолу Петру вдруг так стало хорошо на горе, что он и не знал, как выразить свою радость, – навечно там бы остался, поселился он? Это оттого, что во время преображения от Иисуса Христа сиял необыкновенный свет, свет божественный; и апостолы, сколько вместить могли, наслаждались сим светом. Так и всегда бывает при свете божественном. При нем везде хорошо: и во мраке светло, и в одиночестве весело.

Тяжело бывает иногда нам в жизни, при разных нуждах и опасениях, при бедах и болезнях, при трудах и лишениях; спеши всякий труждающийся и обремененный к Иисусу сладчайшему, и Он упокоит тебя. При Иисусе сладчайшем мы можем быть всегда веселы, покойны, всем довольны, горе всякое забудем.

б) В день Преображения Господня мы преимущественно просим Иисуса Христа, Господа нашего, чтобы нам воссиял свет Его вечный, Божественный, радостный, успокоительный: «да воссияет и нам грешным свет Твой присносущный».

Желаете ли и вы, братия, чтобы и вас осиял свет божественный? Живите между собою в любви и согласии, и вам будет хорошо и весело, и вы будете жить во свете божественном; «кто любит брата своего», говорится в Евангелии, «тот во свете пребывает» (1Иоан. 2, 10). Благословение Божие нисходит на тех людей, которые живут между собою в любви. И со стороны сердце радуется, как смотришь на людей, живущих между собою согласно: какою же радостию они наслаждаются сами! К несчастию, редки такие семейства, и немного таких людей!

Что делать! говорим мы иногда: и рад бы я жить со всеми в мире, но не от меня зависит; и готов бы я забывать все оскорбления, но меня не только оскорбляют, но и примириться со мною не хотят. Нет, братия, от нас главным образом и почти всегда зависит жить в мире со всеми, от нас почти всегда зависит мирно жить даже и с теми, которые не хотят мирно жить и мириться. И с немирными мы должны быть мирными – миротворцами. Выслушайте следующее сказание из Пролога, и вы убедитесь в истине слов моих. Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его, и дверей ему не отворил! Отвергнутый пошел после того к одному опытному старцу и сказал ему об этом. «Знаешь ли, сказал ему старец, отчего обидевший тебя брат не захотел с тобою примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что и ты согрешил против него; себя обвини, а его оправдай». Инок сделал по совету старца, пошел к своему брату, и что же? не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас, и встретил его с распростертыми объятиями. (Прол. 17 сент.).

И мы, если желаем мирно жить с ближними или помириться с кем-нибудь, а тот не хочет, то должны стараться оправдывать его, хотя бы он был действительно виноват пред нами, а самих себя обвинять, хотя и полагаем в мнении своем, что мы правы. Души наши как-то понимают друг друга, и сердечные наши расположения сильно действуют на сердце другого. В ту минуту как ты будешь оправдывать и извинять друтого, тот с своей стороны будет тебя оправдывать и извинять; таким образом между вами будет мир и согласие.

Конечно, бывают люди, столь закосневшие во зле от долгого служения сатане, что с ними нет никакой возможности примириться, ибо они отвергают христианский мир и в замен его предлагают такие условия, принять которые не позволяет ни совесть, ни страх Божий, ни законы гражданские. Но и о тех людях будем молиться Богу, чтобы Сам Он наставил их на путь истины и добра.

III. На горе преобразивыйся Христе Боже наш! Соедини любовию наши сердца так, чтобы мы всегда жили мирно и никогда не имели нужды мириться. (Сост. с дополн. по проп. прот. Р. Путятина).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle