Месяц июль
Двадцать восьмой день.
Поучение 1-ое. Празднование Смоленской иконе Божией Матери.
(Великие совершенства Божией Матери).
I. Смоленская икона Пресв. Богородицы, именуемая «Одигитрия», написана св. евангелистом Лукою. Называется Одигитриею, то есть Путеводительницею, потому, что Пресв. Богородица явилась в Константинополе двум слепым и повелела им идти в Свой храм, и когда они были приведены туда, даровала им исцеление, и еще потому, что икона сопутствовала императорам в их походах на врагов. Из Иерусалима она была перенесена в Константинополь. В 1046 году греческий император Константин Мономах, выдавая дочь свою Анну за черниговского князя Всеволода, благословил ее списком с константинопольской Одигитрии. В XII столетии сын Всеволода и Анны, Владимир Мономах, перенес эту икону в Смоленск. С того времени икона стала называться Смоленскою. В 1213 г., когда Батый подступил к Смоленску, и граждане прибегли с пламенною молитвою к Пресв. Богородице, то ночью в кафедральном соборе, где стоит икона, церковный пономарь получил от нея повеление сказать Меркурию, жителю Смоленска, чтобы он в воинской броне шел в храм. В храме Меркурий услышал от иконы голос: «угодник Мой Меркурий! Властитель ордынский хочет в нынешнюю ночь напасть на город Мой со всею своею ратью и с исполином; но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, чтобы не предал его в рабство вражие. Выйди тайно ото всех навстречу врагу, и силою Христа ты победишь исполина. Я Сама буду с тобою. Но вместе с победою ожидает тебя венец мученический». Меркурий так и сделал – поразил исполина и поразил рать Батыя, при помощи сошедших свыше молниеносных мужей и в присутствии Светлой Жены, лик Которой объял ужасом врагов, и сам упал убитым. В XIV столетии икона была перенесена в Москву, в XV же столетии жители Смоленска упросили великого князя Василия Темного отпустить икону обратно в Смоленск. Св. икону сопровождали с крестным ходом за две версты за город, и здесь, на месте прощания жителей Москвы с иконою, в 1524 году построен Новодевичий монастырь, в память возвращения Смоленска под власть русских государей. В монастыре поставлен был список с Смоленской иконы и установлен праздник с крестным ходом в монастырь.
II. В день празднования Божией Матери уместно будет хотя в кратких словах представить вашему благочестивому вниманию великие совершенства Божией Матери.
Читая евангельскую историю и церковные предания, сохранившие для нас некие черты жизни и характера Божией Матери, можно видеть, что Пресвятая Богородица преисполнена была христианских добродетелей. Она отличалась беспримерным благочестием, равноангельским целомудрием, необычайною скромностию, величайшим смирением, совершенною преданностию воле Отца небеснаго, безропотною покорностию Его распоряжениям, непоколебимым великодушием в несчастиях, и нежною любовию ко всем людям, а в особенности к Ея Сыну и Господу.
а) Ныне ту деву и жену считают уже целомудренною, которая ведет себя осторожно, не нарушает правил скромности и благоприличия, хотя, может быть, и питает в сердце своем не совсем невинные мысли и чувствования. Не таково было целомудрие Пресвятой Девы Марии. Она была чиста не по телу только, но и по духу; Она была невинна не по виду только, но и по внутреннему состоянию Ея сердца. Ныне, по-видимому, самые невинные девы любят сообщество мужчин, охотно беседуют с ними и не стыдятся слушать их льстивыя речи. Но Пресвятая Дева пришла в великое смущение, когда явился пред Нею в мужском виде не человек, а бесплотный ангел, и не с льстивыми речами, а с святым приветствием (Лук. 1, 28–29). Поэтому, беспримерная по целомудрию, Пречистая и после обручения с праведным Иосифом не захотела быть его супругою, но дала Богу обет всегда хранить девство и сохранила его до конца Своей жизни. А Господь, с благоволением приявши сей обет, чудодейственно соделал то, что Она и по рождении Богочеловека осталась совершенною девою, почему церковь и говорит о Ней: «в рождестве девство сохранила еси» (Троп. на Успен. Богород.).
б) С таким дивным целомудрием Матерь Божия соединяла величайшую во всем скромность, первый признак истинной невинности. Она была весьма скромна и в одеянии, и в обращении, и во взорах и в речах Своих. Ныне едва ли не все девы и жены всего более пекутся о телесном украшении; заботливость их об одеждах простирается до прихотливости, а иныя, одеваясь в легкия, прозрачные ткани, желают, кажется, не столько прикрыть, сколько обнажить себя... Не так поступала Матерь Божия. Она, скажу словами апостола, облачалась «пристойно, с стыдливостию и целомудрием», и украшала себя не «плетением волос, или золотом, жемчугом и драгоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвятившим себя благочестию» (1Тим. 2, 9, 10). По свидетельству церковных писателей, «Она была Дева не точию плотию, но и духом, в сердце смиренна, в словеси богомудренна, в глаголании не скора, в беседах целомудренна, во всем честна и постоянна; говорила Она очень мало и только о нужном, охотно выслушивала других и была красноречива, воздавала всякому должную честь и почтение, со всеми беседовала благоприлично, без смеха, возмущения и гнева, не причастна была кичливости, притворства и изнеженности, но была проста и во всем показывала большое смирение» (Четьи Мин. 15 авг.).
Смирение Девы Марии было так искренно и велико, что Она не усумнилась исповедать его пред Самим Богом в благодарной Своей молитве. «Величит душа моя Господа», взывала Она, «и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем: яко призре на смирение рабы Своея» (Лук. 1, 46–48). Она была царского рода, юная и прекрасная, и однако не почла унижением для Ней быть обручницею престарелого древодела. Она была любимая дщерь Господа, имела общение с ангелами, удостоилась быть Матерью Сына Божия, и при всем этом жила в неизвестности, безропотно терпела бедность, питалась трудами рук Своих. Она знала о божественном достоинстве Ея Сына, – была свидетельницею той славы, которую воздали Ему при рождении волхвы, земные мудрецы, и воинства небесныя, замечала в Нем дивную премудрость, видела многочисленные опыты чудодейственной Его силы, и все это Матерь Божия соблюдала «в сердце Своем» (Лук. 2, 19. 51), и как бы утаивала от Самой Себя, дабы невольно не возгордиться Своим величием. Таково было Ея смирение!
в) Это смирение Божией Матери сопровождалось искреннею преданностию воле Отца небеснаго, совершенною покорностию Его распоряжениям и великодушным перенесением посылаемых от Него скорбей и несчастий. Она все упование Свое возлагала на Господа, и, от колыбели до гроба, совершенно покорялась распоряжениям Его промысла. Вот благочестивые родители Ея посвящают Ее по обету своему на служение Богу: Она не только не противится этому, но охотно оставляет отеческий дом и заключается в храме Божием. Архангел Гавриил благовествует Ей о бессеменном зачатии от Нея Сына Божия: Она недоумевает, как это может быть, но не сомневается в истине небесного благовестия и с покорностию ответствует архангелу: «се раба Господня, буди мне по глаголу твоему» (Лук. 1, 38). По смерти обрученника Иосифа Пресвятая Дева не имела с Сыном Своим приюта, где бы могла «главу приклонить» (Лук. 9, 58) однако не унывала духом, но, безропотно сносила нищету Свою. Наконец, когда враги Иисуса Христа достигли своей цели: Невинный осужден, как беззаконник, и распят, как злодей... О, какую скорбь должна была чувствовать тогда Матерь Божия! Тогда действительно прошло душу Ея то «оружие», о котором предрек Ей праведный Симеон Богоприимец (Лук. 2, 35). Но это оружие только прошло душу Ея, а не сразило Ее: Она не упала духом, не изнемогла под бременем несчастия, не пришла в отчаяние. Такова была сила души Ея, а паче твердость веры и упования на Бога!
г) Но сколь тверда была душа Божией Матери в терпении и преданности Богу, столь же нежно было сердце Ея для дружбы и святой любви. Она искренно любила ближних, была общительна с ними и по возможности благотворила им, как это видно из того, например, что не отреклась быть на браке в Кане Галилейской и помогла в нужде новобрачным (Иоан. 2, 1–5). Она была добрая и верная обручница: беспрекословно повиновалась Иосифу, покоила его старость, охотно делила с ним все нужды и труды его. Она была нежнейшая Матерь: ибо, несмотря на юность Свою, Сама воспитывала возлюбленного Своего Сына, не вверяя Его чуждым сосцам и попечениям, как это делают иные неблагоразумные матери с детьми своими, и, для сохранения жизни Его, бежала с Ним из родной земли в иноплеменную, зорко следила за всеми Его действиями, была внимательна ко всем обстоятельствам Его жизни (Лук. 2, 19. 51; 8, 20), и сохранила сильную любовь к Нему не только до смерти, но даже и по смерти Его.
Вот какую любовь имела Матерь Божия к Своему Сыну и Господу! Так как святая любовь, по выражению апостола, есть совокупность «совершенства» (Кол. 3, 14), то надлежит заключить, что Пресвятая Дева, кроме упомянутых нами добродетелей, имела и множество других, перечислить которые не достанет времени. И подлинно, имевшие счастие видеть Ее и обращаться с Нею, свидетельствуют, что Она исполнена была благодати и всех добродетелей, что в Ней с человеческим естеством соединялось ангельское, что это было небесное чудо, изумительная святость (Посл. Игнатия Богон. к Иоанну Богосл.).
III. Если же такова была Матерь Господа нашего, то мы, братия, должны всемерно чтить Ее – пресвятую, немолчно величать Ее – благословенную, и усердно молить Ее – благодатную, да хранит нас под Своим покровом от всяких зол и поможет нам преуспевать в добродетелях по Ея примеру. (Сост. по «Сл. и бесед.» Платона, митр. киевск. и галицк.).