Месяц июль
Двадцать восьмой день.
Поучение 2-ое. День празднования Смоленской иконы Божией Матери и других.
(О празднуемых 28 июля иконах Божией Матери: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской с уроками для нашего назидания).
I. Ныне, в 28-й день июля, совершается церковию празднование, между прочим, и в честь некоторых чудотворных икон Божией Матери, явленных на Руси, – а именно: Смоленской, Гребеневской, Игрицкой, Югской и Шуйской. Так как некоторые из вас, бр., вероятно, ничего не слыхали об этих святых иконах, то я расскажу вам ныне о каждой из них хоть в кратких словах.
а) «Смоленская икона Божией Матери», иначе называемая еще Одигитриею, или, с греческого языка, путеводительницею, очень древняя. По преданию, она написана св. евангелистом Лукою и долго хранилась в православном греческом царстве. В 1046 году, говорится в старинных летописных книгах, этою иконою греческий царь Константин Мономах благословил свою дочь царевну, которую выдавал в замужество за русского князя Всеволода, сына Ярослава Мудраго. Тогда эта икона, будто бы, и названа Одигитриею – путеводительницею, так как она была путеводительницею царевне в русскую землю. Сын князя Всеволода, Владимир Мономах перенес эту икону в Смоленск, устроив для нея соборный храм Уепения Богоматери; с того времени эта икона и стала называться Смоленскою. В злосчастный 1237 год нашествия татарского на Смоленск, от этой иконы был таинственный голос, повелевавший некоему благочестивому смолянину Меркурию выступить против полчищ татарских и защитить дом Богоматери; таинственный голос обещал ему победу над врагами и в то же время мученическую смерть. Так и случилось: заступлением Царицы небесной, благодатною силою иконы Ея, Смоленск был тогда спасен от татарских полчищ, и Меркурий, во время битвы, смертельно ранен был в голову стрелою. Через 260 лет после того, этою же Смоленскою иконою литовский князь Витовт благословил дочь свою, выдавая ее в замужество за московского князя; тогда же святая икона Смоленская была пересена в Москву. Но чрез 50 с лишним лет после того, смоляне выпросили свою икону у великих князей московских, и она была возвращена в Смоленск. Вместо ее москвичи сделали себе с нея точный список, который и доныне находится в Новодевичьем монастыре и очень чтится москвичами. Настоящая же Смоленская икона Одигитрия оставалась в Смоленске до начала нынешняго столетия, до 1812 года; в этом году, неизвестно почему, она перенесена была в город Ярославль. Но в Смоленске с 1602 года существует еще другой образ Богоматери, особенно чтимый верующими. Эта другая Смоленская икона особенно прославилась в 1812 году, во время нашествия на русскую землю двадесяти язык. Икона эта была в рядах русских войск, во все время нашей великой отечественной войны; с нею наши воины мужественно сражались в знаменитую Бородинскую битву, – и ее благодатной силе приписывали счастливый успех над врагами. По освобождении нашего отечества от галлов и двадесяти язык, военачальниками русскими Смоленская икона была возвращена в Смоленск с богатыми приношениями. Икона эта и ныне находится в Смоленске, в каменном храме над проезжими воротами.
б) «Гребеневская икона Богоматери» называется так от города Гребени. Когда великий князь Дмитрий Донской возвращался в Москву после славной Куликовской победы над татарами, жители города Гребени в благодарность поднесли великому князю победителю свою прославленную чудотворениями икону Богоматери. Великий князь с благоговением принял этот образ и поставил его в одном из московскнх храмов в великолепном киоте. С этим образом в 1612 году дружина русская во главе с князем Трубецким освободила Китай город и Кремль от поляков и их союзников. И до сих пор эта икона хранится в Москве в нарочито сооруженной для нея церкви Гребеневской Богоматери. Сюда и теперь стекается много богомольцев на поклонение этой чудотворной иконе.
в) «Игрицкая икона Богоматери» названа так от урочища Игрица в 15-ти верстах от города Костромы. В 1624 году, пастухи близ лежащего села Савицкого, пася скот, зашли случайно в полуразрушившуюся церковь Игрицкой пустыни и увидели тут, к своему изумлению, совершенно новый образ Богоматери. Когда об этом разнесся слух по всей окрестности, тогда боярин села Савицкого Емелиан Севрюк, будучи безнадежным слепцем, поспешил к этой иконе с своими родственниками и духовенством: отслужили тут молебствие с водосвятием, окропили больного освященною водою, и к удивлению всех, больной тут же, на глазах всех прозрел. В скором времени на месте явления этой чудотворной Игрицкой иконы, при реке Песочне, устроен был Песоченский монастырь; тут и поставлена была чудотворная Игрицкая икона. Здесь она и доныне находится. Ежегодно, на 9-й неделе после Пасхи, Игрицкую икону с крестным ходом торжественно переносят в Кострому, где она пребывает в продолжение нескольких недель для утешения благочестивых поклонников: а потом она опять с крестным ходом возвращается в Песочинский монастырь.
г) «О Югской иконе Богоматери» есть такое сказание. В 1616 году в обители Богоматери Печерской, в пределах города Пскова, жил благочестивый старец схимонах Дорофей. В это время шведы вторглись в пределы псковские и грозили опустошением Печерской обители. Старец Дорофей поэтому случаю думал было уйти на свою родину в село Никульское, близ города Мологи. Собираясь в путь, он пошел помолиться перед иконою Печерской Богоматери и услышал от нея голос, повелевавший взять с собою образ Богоматери, который был скрыт в таком-то месте, – голос указывал и где именно находится этот образ. Старец Дорофей пошел на то место, и действительно, к великому удивлению и радости своей, нашел образ Богоматери, как будто только что написанный. С этим образом он и пошел на родину. В семи верстах от села Никульского, близ реки Юга, он остановился для отдыха и оставил икону на пне дерева. После краткого отдыха, он думал было взять икону и продолжать путь; но образа нельзя было сдвинуть с места, и кроме того послышался таинственный голос, повелевавший, чтобы образ навсегда оставался на этом месте. Старец построил тут келлию и подвизался в усердных молитвах пред иконою. В последствии здесь построен был монастырь, известный и доныне под именем пустыни Югско-Дорофеевской; тут и теперь находится Югский образ Богоматери, изливая чудесные милости прибегающим с верою к заступлению Богоматери.
д) «Наконец о Шуйской иконе Богоматери» имеются следующия сведения: эта икона находится ныне в соборном храме Воскресения Христова города Шуи, Владимирской губернии. Она написана в 1654 году после бывшего в этом году морового поветрия, от которого Шуя избавилась заступлением Богородицы. А писатель этой иконы был некий благочестивый старец Иоаким, который, по словам древняго сказания, «житие проводя затворническое, пребывая присно в келлии своей, ни камо же исходя, ища своего спасения, многую добродетель творяше». «От образа Богоматери его рукописания, иже во граде Шуе, продолжает сказание, и до днесь с верою приходящим всяких болезней и язв исцеление бывает помощью Пресвятыя Богородицы, молитв ради и моления того святого старца» «Жития свят.» Филарет., 28 июля).
II. Вот, братья, краткие сказания о прославляемых в нынешний день чудотворных иконах Богоматери. А подобных чудотворных икон Богоматери у нас, на святой Руси, более сотни, не считая икон так называемых местно чтимых, из которых многия также отличаются чудотворениями.
а) Но было бы великим грехом разделять Божию Матерь по числу икон и говорить, как некоторые говорят: Смоленская Божия Матерь, Казанская, Владимирская, Тихвинская, Гребеневская и т. д. Божия Матерь одна, а икон Ея, чрез которые изливаются Ея милости христианскому миру, много; посему прилично и правильно говорить: Казанская икона, Владимирская икона, Тихвинская икона, Смоленская икона, Божией Матери, т.е. призывать Божию Матерь одну, именовать же только иконы по местам Ея явления.
б) К св. чудотворным иконам Божией Матери стремятся миллионы православных христиан, «находя в молитве пред ними отраду себе в скорбях жизни и успокоение своего разбитого и измученного злобою жизни сердца».
Люди, далеко стоящие от народного быта, обыкновенно думают, что в религии народа, в его усердии к святыням мало мысли, мало сознания и внутренней жизни, что его религия есть не более, как обряд, внешность! Внешность, обряд! Да, когда в храме Божием, в часы важнейших священнодействий, пред великою святыней, видим людей, у которых на лицах не просвечивается никакой мысли, не выражается никакого чувства, которые по-видимому не дают себе даже труда подумать, куда и зачем пришли, то конечно нельзя не заключить, что у этих людей религия не простирается и не имеет значения далее обряда. Но какие это люди, из каких родов народа? Кажется, более всего не из простых. Да не об этих людях, не об этом народе у нас теперь речь. Вот в тех неразвитых толпах, которые, особенно в некоторые дни, во множестве стекаются в места, где имеются чудотворные иконы Богоматери, вникните вы в побуждения, заставляющия их оставлять свои дома, хозяйства и семейства и с черствым куском хлеба, под зноем или дождем, идти сюда; вступите с ними в серьезные беседы, вслушайтесь в их вздохи, жалобы и мольбы: сколько живого сознания, сколько серьезной мысли и жизни, внутренней, душевной жизни, найдете у них! Здесь смиренный, недоверчивый к себе разум повергает перед Богом, тяготящий душу его, вопрос жизни и темная мысль ищет света; здесь растерзанное скорбями сердце просит отрады; здесь совесть, смущенная грехом, молит о благодатном прощении и мире, здесь душа незнающая в мире другой опоры для себя кроме Бога, в чаянии помощи Его дает Ему свои простодушные обеты; здесь рабочая рука, сама себе вырабатывающая дневной кусок хлеба, поднимается к небу, призывая благословение Божие на, свои тяжелые труды; словом тут является и сказывается жизнь, сама жизнь, как она есть во всей, ничем не прикрытой деятельности, жизнь не лживая, не искуственная, не праздная, со всеми ее нуждами и задачами, со всем добром и злом, со всеми радостями и печалями.
Благодарение Богу, что еще горит на Руси этот священный огонь, освящающий и согревающий душу народа; что еще не угашен он ветром вольнодумства, волнующего ум нашего времени, не подавлен искусственным усложнением современной жизни.
III. Припоминая многочисленные чудотворения от многочисленных икон Богоматери, существующих на Руси, в душевном восторге невольно восклицаешь: как милостива к нашей Руси православной Царица небесная, – как сильно Она покровительствует роду христианскому! Поэтому и мы недостойные «не умолчим никогда, Богородице, силы Твои глаголати. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе; Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (Троп. Богор.). Аминь. (Cост. Г. Д-ко по «Слов. и реч.» Иоанна, еписк. смол. и проп. прил. к «Руков. для с. паст.» за 1891 г. Июль).