Месяц июль
Четвертый день.
Поучение 1-ое. Св. Андрей, еп. Критский.
(О том, как должно каяться).
I. Св. Андрей, епископ Критский родился в Дамаске, в 7-м веке, и, исцеленный от немоты после причащении св. таин, посвятил себя чтению слова Божия, а на 14-тилетнем возрасте принят был патриархом Софронием в клир иерусалимской церкви. Когда арабы взяли святый град, Андрей оставался жить здесь. В сане архидиакона он присутствовал на 6-м Вселенском соборе и обличал еретиков, которые признавали во Христе единую божественную волю. По возвращении с собора, Андрей посвятил себя молитве и заботам о бедных и больных. Потом, поставленный в архиепископы острова Крита (ныне Кандия, на средиземном море), он мудро правил своей паствой, назидая ее словом и житием. Молитвами своими он спас остров от нашествия сарацин. Будучи призван в Константинополь по делам церковным, Андрей, на возвратном пути, предсказал, что не увидит острова Крита. Действительно, он скончался на острове Митилене, не доехав до Крита. Из песнопений св. Андрея важнейшим считается покаянный канон, который читается в великом посту на повечериях первой седмицы и на утрени в четверг пятой седмицы. Здесь св. Андрей оплакивает горестное состояние грешника и, изображая лица и события ветхого и Нового Завета, учит нас сокрушаться о грехах и уповать на милосердие Божие. Великий канон был привезен в Константинополь вместе с жизнеописанием св. Марии египетской, которое написал св. Софроний, патриарх иерусалимский, и тогда же оба эти творения включены в великопостную службу.
II. Св. Андрей критский, составивший свой бессмертный великий канон покаяния, побуждает нас, братия, побеседовать с вами о том, как «должно каяться».
Цель говения нашего есть приготовление к неосужденному принятию св. Христовых таин, к принятию Самого Господа, Который говорит: «ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Как Господь есть пречист, а мы нечисты, то приобщению св. пречистых Христовых таин предшествует у нас очищение совести и получение всепрощения в таинстве покаяния.
Кто чист, с тем уже несомненно сообщится Христос Спаситель: Он любообщителен, Сам ищет общения с нами, и если не общится, причина сему наша нечистота. Стало быть, главное в нас дело есть очищение совести и получение прощения в таинстве покаяния. Вот на это и обратим ныне всю свою заботу и попечение.
Очистится от грехов и получит прощение тот, кто, как должно, покается. Спрашивается теперь: Кто же как должно кается... Тот, кто познает свои грехи и сознается в них искренно; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их; сокрушившись же и оплакавши, полагает твердое намерение более не оскорблять Бога своими грехами; а наконец, в сих расположениях смиренно исповедует все грехи свои пред духовником, чтобы получить разрешение в них и явиться к чаше Господней оправданным и чистым пред очами Божиими.
а) Итак озаботьтесь познать свои грехи и сознаться в них. Познать свои грехи значит сказать, что такой-то и такой грех совершен нами; а сознаться в них – значит осудить себя в них, сказать: «виноват», не допуская никаких оправданий и извинений. «Согрешил», «виноват» – сии два слова надобно произнести прежде всего и произнести искренно.
«Посмотрите же: в чем и как согрешили вы?» Не думаю, чтобы это было трудно. Заповеди ведомы и совесть есть. Заповедь укажет, что следовало нам делать, а совесть засвидетельствует, сделано ли то нами, или нет. Для сего просмотри заповеди десятословия и заповеди о блаженствах и смотри, какая заповедь нарушена и каких добродетелей не достает в сердце. Как в зеркале чистом, когда в него смотрят с не закрытыми и не запорошенными глазами, видны и малые крапинки на лице, так обнаружатся все наши проступки и грехи в словах, делах и помышлениях, когда заставим совесть свою смотреться в зеркало заповедей Божиих, в слове Божием указанных.
Останется только приложить к сему осуждение себя, сознание своей виновности, и это придет, когда отвергнем всякое оправдание себя ни обстоятельствами жизни, ни родом служения и условием отношений, ни увлечениями, ни неведением, словом ничем, а сделаем так, чтоб, коль скоро замечен грех, искренно говорить: «виноват, безответно виноват».
б) Сознавши грехи, надо оплакать их, «сокрушаться» о том, что они сделаны. Кто искренно сказал: «виноват», тому не далеко от того, чтобы сказать: «зачем же все это мною наделано?» – пожалеть о том, устыдить себя, поболеть пред Господом, устрашиться суда Его и беды, ожидающей того, кто останется неоправданным в грехах своих! Не далеко до сего, однакож и это требует труда над собою, самоуправления и самопринуждения, ибо есть окаменение сердца, по которому, и сознавая грехи, и не имея чем оправдаться в них, говорят: «что же такое?» Помяни, сколько раз говорил ты: «не буду», «не буду», и все грешил и еще более и упорнее, чем прежде; помяни, что никто тебя не принуждал: сам по злому нраву своему грешил и оскорблял в лицо Бога, Который все видит, и руку Его, которою Он останавливал тебя, ты отрывал. Помяни смерть, суд, ад; помяни и прочее все, чем надеешься сокрушить упорное сердце свое. Всячески тревожь его, возбуждай и приводи в движение. К сим размышлениям приложи молитву к Господу, чтобы Владыка всяческих дал тебе возобладать над сердцем своим. Что за покаяние, в котором нет печали, сокрушения!
в) Вслед за болезнию сердца о грехах придет намерение отстать от них, не оскорблять ими более Господа и не губить себя. То покаяние не истинное, после которого опять впадают в прежние грехи без всякой борьбы с своими страстями и похотями, и без усердной слезной просьбы о помощи свыше и без всяких духовных средств и упражнений, каковы, напр. пост, удаление от соблазнов, усердное чтение слова Божия, частая исповедь, причащение животворящих таин и т. п. средства, которые обеспечивают нашу победу в борьбе с плотию, миром и диаволом.
г) А за сим последует исповедание грехов самое искреннее, и разрешение их самое действеное. И совершится покаяние во истину спасительное.
А то, что пользы, если без чувств, со скукою или рассеянием будем стоят на службах, досадуя, что долго тянутся; время свободное от служб будем проводить в полусне и бездействии; затем холодно проговорим на духу «грешен» про грехи, о которых спросят, и помышления не имея о том, что главною у нас целию должно быть совершенное исправление жизни... Что пользы? Это будет значить исполнить обычай говения, а не говеть во спасение.
III. Блюдите, как опасно ходите, паче во дни говения, когда враг, не искушая грехами, ухитряется делать бесполезными дарованные нам благодатию Божиею средства к очищению от грехов и тем продолжить владычество свое над нами. (Из соч. преосвящ. Феофана).