Месяц июль
Третий день.
Поучение 2-ое. Святитель Филипп, митрополит Московский (перенесение его мощей из Соловецкого монастыря в Москву).
(О значении страха Божия).
I. Св. Филипп, митрополит Московский, в мире Феодор, из рода бояр Колычевых, родился февраля 11-го, 1507 г. Он был воспитан материю в строгом благочестии, и потому, служа при дворе царском, не искал мирских удовольствий, не стремился к славе и почестям, но непрестанно помышлял о спасении души. 30 лет от роду он ушел в Соловецкий; монастырь, принял монашество под именем Филиппа, а чрез 9 лет, посвященный в игумены, привел монастырь в цветущее состояние и построил храмы Успения и Преображения, завел скит на Заяцком острове, провел дороги и каналы, осушил болота, завел скотный двор, устроил больницу, и написал устав иноческого жития. В 1566 г. Иоанн Грозный вызвал Филиппа в Москву, долго с. ним беседовал и предложил ему сан митрополита. Сделавшись первосвятителем русской церкви, Филипп стал благотворно действовать на царя и на окружавших его. При дворе наступила тишина, прекратились веселья и казни, потому что все боялись пустынного святителя. Но когда, в 1567 г., возобновились доносы и убийства и Филипп смело обличал царя, а на угрозы его отвечал, что он, «боясь Бога», не может молчать при виде зла и неправды, и готов претерпеть заточение и смерть, тогда царь отверг святителя, изгнал его из храма, а потом заточил в Тверской-Отрочь монастырь. В 1570 г. св. Филиппа задушил свирепый опричник Малюта Скуратов. Чрез 20 лет по кончине Филиппа нетленное тело его, по просьбе соловецких иноков, отвезено в монастырь Соловецкий, где прославилось чудесами. При царе Алексее Михайловиче мощи святителя были торжественно открыты в 1652 г. новгородским митрополитом (впоследствии патриархом) Никоном, перевезены в Москву и положены в Успенском соборе. Раку с св. мощами сам царь нес на раменах своих. 9-го января воспоминается кончина св. Филиппа, а 3-го июля – перенесение мощей.
II. Жизнь, деяния и страдания святителя Филиппа доказывают нам ту истину, что страх Божий есть основание всякой добродетельной жизни и источник всех великих подвигов.
а) Страх Божий напечатлелся в душе святителя, можно сказать, еще до его явления на этот видимый свет. Есть сказание об его матери (имя ее Варвара), что она отличалась особенным благочестием: была предана молитве, призирала нищих и убогих, и своими добродетелями украшала дом боярина, отца его. Настроение, характер, вся природа родителей, особенно матери, которая долгое время живет неразрывно с носимым во чреве дитятею, неотразимо напечатлеваются на душе его, а воспитание в то старое время более утверждалось на страхе Божием, чем теперь. Кроме церковных книг не давали в руки детям других... С первых дней пробудившегося сознания в живом и восприимчивом сердце детей, как на мягком воске, впечатлевались только священные изречения псалмов, апостола, Евангелия. В частности об отроке Феодоре (мирское имя св. Филиппа) вот что говорит сказание: «с сердечною любовию прилепился он к богодухновенным книгам и чуждался детских игр, избрал себе благую часть учения Христова». «На страже телесной чистоты его стояла чистота духовная; как пламени, бежал он общества неблагоговейных сверстников». Отрок Феодор бывал в царском дворце и пользовался дружеским расположением великого князя Иоанна, тогда еще также отрока, в последствии грозного Царя. Благочестие, степенность, благоразумие Феодора оставили сильное впечатление на душе Иоанна: этого чистого и богобоязненного юноши не мог забыть он среди всех бурь своей жизни и души!
б) Это семена, теперь действия и плоды!
Феодор, по примеру родителя, начал воинскую службу, и все блага мира: и богатство, и связи, и знатность, и дружба с царем готовы были усладить жизнь его. Но утвержденная в страхе Божием душа его думает об одном: «как угодить Господу?» (Кор. 7, 32). Погруженный в эту заботу, он медлит, против обычая того времени, вступать в брак, потому что женатый, по слову апостола, заботится более о мирском, как угодить жене (33); приходит однажды в церковь и слышит: «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6, 24). Эти евангельские слова решают его будущность: он оставляет и дом, и родину, и богатство, и почетную службу и, для служения единому Господу, идет в пустынную обитель, как можно далее от мира и его соблазнов... Какая покорность высшему призванию! Какое самоотвержение! Какая глубина смирения! Скажите: какое другое семя, кроме спасительного страха Божия, может произрастить столь добрые плоды? В отдаленной обители, на диком острове, отшельник Божий в течение девяти лет несет тяжкие труды послушника, работая то на огородах, то в пекарне, по словам жизнеописания, «без ропота, со страхом Божиим, в совершенной простоте, с полным смирением и теплою ко всем любовию; тело свое обременял трудами, душу же услаждал поучением святых отцев». Затем в том же духе смирения и любви совершаются им еще тягчайшие труды по должности игумена Соловецкой обители. Наконец, по желанию Грознаго, паче же по воле Господа – Пастыреначальника, он является на престоле всероссийского митрополита.
Великий светильник поставляется на свещник в самое горькое для России время, время страшной опричины, истязаний, кровопролития, убийств. Святитель Божий знал, что ожидает его, и готовился. «Когда наступит время подвига, не должен я ослабевать», говорил он Иоанну, убеждая его уничтожить опричину. Наконец пришла эта великая в истории церкви и царства минута. Доблестный архипастырь, решившийся положить душу свою за овец своих, во святом храме, с силою и твердостию почти беспримерными, пред всею церковию обличает заблуждения и беззакония Иоанна! Скажи, праведная душа, что давало тебе силу и крепость, дерзновение и мужество в эту великую и страшную минуту? Тот же страх Божий, братия, который с колыбели был насажден в душе его, ободрял и укреплял его в великом подвиге. «Убойся Божияго суда!» говорил он Грозному, и сам трепетал в сердце своем, как бы молчанием и потворством беззаконию не прогневить Господа Вседержителя, Который вверил ему для пасения стадо Свое. Не напрасно взор его так пристально, так крепко простирался к иконе Спасителя. В страхе Божием он почерпал силу против страха человеческого, помня слово Господне: «не бойтеся убивающих тело, душу же не могущих убити, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». (Матф. 10, 28).
в) Какиебедствия обрушились затем на голову святителя: клеветы, неправедный суд, ужасы заточения и мученическая смерть! Везде ободрением и утешением его была мысль о Господе. Когда Грозный прислал ему отсеченную голову любимого племянника и ждал, что это поколеблет твердость святителя, св. Филипп не смутился, благословил, поцеловал ее и сказал: «Блажен, его же избрал и приял еси Господи!» Тот же страх Божий дал ему с непоколебимою твердостию и бодрым духом встретить и последнюю минуту жизни. «Благословляют только добрых и на добро, – делай то, зачем ты послан», сказал он лицемерно упавшему, яко бы для благословения, к ногам его убийце!
III. Возлюбленные братие! припадая с молитвами к великому святителю Филиппу, примем от него наставление – и самим жить, и детей своих воспитывать, и всех, кого можем, руководить в спасительном страхе Божием! Только он, оживленный духом любви, может и частную и общественную жизнь нашу устроить, умирить, направить к благу, счастию земному и вечному блаженству! Аминь. (Сост. по Ч.-М. и кн. «Слова и Речи» настоятеля С.-Петербургского Исаакиевского Кафедрального собора, прот. Петра Смирнова, ч. I. стр. 117).