Источник

Двадцать второй день.
Поучение 3-е. Св. равноапостольная Мария Магдалина.

(Женщина, любящая Христа, есть великое сокровище).

I. День равноапостольной Марии Магдалины, возлюбившей Христа Спасителя всеми силами своей чистой души и отдавшей всю свою жизнь и все свои имения на служение Иисусу Христу и на распространение евангельского учения, дает нам сильное побуждение побеседовать с вами, братия, о том, что женщина, любящая Господа своего Иисуса Христа, есть великое сокровище.

II. а) Будет ли женою любящая Иисуса Христа, какое это сокровище для мужа! Какая жена сравнится с нею в преданности мужу, в верности и в самой искренней любви к нему? Какая жена может быть самою лучшею спутницею жизни, как не она? Нечего бояться мужу, что благоприобретенное его трудом такою женою будет расточаемо на одни наряды, выезды, приемы, на посещение зрелищ, мест удовольствий, на роскошь в пище, – нет, весь излишек, который будет в распоряжении такой жены, будет употреблен во славу Божию, на общую пользу, все поступит то на потребности храма, то на нужды сирых и бедных, на приятие и успокоение странных, на приобретение таких вещей в доме, которые необходимы им, как христианам, как-то: икон, священных и духовных книг и т. под. предметов. Нечего бояться, чтобы в бедности, болезни, такая жена когда-нибудь оставила своего мужа; нет, она понесет крест с своим мужем неразлучно до самой могилы, скорее ее силы оставят, она жизни лишится, чем потеряет терпение, чем произнесет слово ропота на свою участь; ибо знает, что крест, бедность, посылает ей Тот, Кого она возлюбила, т.е Христос, посылает, любя ее, – для доставления ей больших венцов в будущем. Не думайте, что жена, любящая Иисуса Христа, способна жить в мире с одним добрым мужем, способна любить мужа с одними добрыми качествами. Нет, она любит и раздражительнаго, и гордаго, и беспечнаго, и наконец даже неверного ей, и нетрезваго; ибо во всяком состоянии она видит мужа, данного ей Богом, а что от Бога и Его Христа, то для нея священно. Даже что? Чем больше она видит недостатков в муже, тем более она имеет сострадания к нему, тем жалче он в глазах ея, тем более она имеет попечения о исправлении и вразумлении его. С словом ласки, кроткого увещания, с мольбой обращается она к мужу, с горячими слезами становится она на молитву, прося Господа спасти его, не погубить его, Своею благодатию воздействовать на сердце ко благу души его. В первые века Христовой церкви нередко жены христианки имели мужей неверующих – язычников; но эти неверующие мужья часто до того пленялись любовию, кротостию, послушанием, терпением своих жен, что пленялись и верою, которая внушала им такое поведение, и сами делались христианами. Сколько и ныне встречается таких мужей, которые по своему легкомыслию нисколько не выше тех мужей язычников, – какое следователыю и ныне широкое поприще для деятельности жен христианок! И как велико будет в очах Божиих, если хотя один из таких мужей поведением своей жены от рассеяния, беспечности и разврата приведен будет на путь спасения и служения Христу!

б) Но вот мы видим женщину в положении матери. Сколько благ она может излить и здесь! Чего ждет дитя от матери? Оно ждет заботы о вкоренении в его жизнь, его душу, добрых начал: страха Божия, любви к Богу и ближнему, послушания; оно ждет искоренения всего, что проявляется в нем греховного, нехристианского. И кто же все это может сделать и делает, как не мать богобоязненная, мать любящая Христа, работающая Христу? Скажите, кто вольет в душу дитяти эту любовь ко Христу, как не та, которая сама обладает любовью к Нему? Кто чего не имеет сам, тот не может того дать и другим. Да, такая мать собственным опытом дознала сладость любви ко Христу; собственным опытом изведала цену благочестия христианского; потому влить эту любовь в детей, воспитать их в страхе Божием, она считает существенною своею обязанностью и при всяком случае старается сделать своему дитяти или наставление, или обличение, по возможности не давая ему всецело рассеяваться детскими забавами, но насколько возможно чаще ум и сердце обращая к Господу Богу. Пусть другим кажется это и трудным, пусть у них и времени на это не достает: у матери благочестивой всего этого очень много. Она знает время и способ, когда и как воздействовать на дитя. И вот она то читает ему святое Евангелие, то питает его ум, воображение и сердце благочестивыми рассказами о жизни Иисуса Христа, Богоматери и святых, то идет с ним в храм и другие святыя места для поклонения святым мощам и чудотворным иконам, то и дома становится с ним на молитву. Живая, впечатлительная природа дитяти все это с любовью воспринимает, оставляет в себе неизгладимым часто на всю жизнь. Таким образом в благочестивом семействе благочестивою матерью делается самое главное в духовной жизни человека – полагается основание всякого добра в его сердце, с надеждою видеть добрый плод. Многие святые первоначальными наставницами в благочестии имели своих матерей. О, жены! вот поле ваше – это семья, это дети ваши. Сейте на этом поле более и более семян добрых, чтобы и вам было чем порадоваться здесь и за что получить возмездие там, когда от всякого нелицеприятный Судия потребует добра и добра.

в) Возьмем ли мы женщину незамужнюю? Если она проникнута любовью ко Христу, сколько в состоянии девства может принести существенной пользы ближним! Св. Мария Магдалина, не имевшая семьи, проповедывала подобно апостолам всем, с кем встречалась, с кем обращалась, всюду, куда бы ни приходила. С проповедью о Христе она взошла даже во дворец Тиверия, императора римского, и поднося красное яйцо, начала свою проповедь о Христе словами: «Христос воскресе!» Она и не могла иначе действовать. О любимом существе разве можно умолчать? Разве можно не пожелать, чтобы и другие любили его так же, каке мы его любим? Кто не знает и ныне дев, проповедующих о Христе чистою жизнью в обителях? Кто не знает другого рода дев и вдовиц всякого звания и возраста, которые ради Христа, из любви ко Христу посвятили себя на служение страждущим, сирым, беспомощным, часто всеми оставленным и забытым? Ах, как дороги эти чистыя души при одре этих страдальцев, особенно в предсмертные минуты их жизни! Сколько утешения они могут пролить в их сердца, пронзенные скорбию, служа им, как Христу, подобно как жены муроносицы! Какое миро может сравниться с их словом любви, словом молитвы, с их слезой искреннего, более чем родного, участия! Их молитва при сем случае за умирающих и умерших, которые сами уже не могут молиться – это благо такое, выше которого не может быть здесь. И чем более душ препровождено этими девами, посвятившими себя Христу, в будущую жизнь, чем более спасено их в минуты безотрадной скорби, в тяжкие минуты разлучения души с телом, тем более чрез то самое они уготовали себе награды от Мздовоздаятеля Христа. А дева воспитательница юношества, с любовью ко Христу в сердце, с Евангелием в руках, сколько также благотворного влияния может оказать на порученную ей юность! Она всюду распространяет веру, вселяет любовь, всему дает жизнь.

III. Да, женщина, любящая Христа, великое сокровище. Нося в своем сердце эту любовь, много пользы может она принести себе, церкви и обществу. Знайте же это вы, носящия звания жен, матерей и дочерей, и не давайте своему сердцу земленеть, черстветь от привязанностей земных, не давайте ему отягощаться этими привязанностями, этою суетой. Вместо попечения о нарядах, об удовольствиях, которыми так многия из вас увлекаются, пусть лучше ваше сердце, как на крыльях, возлетает ко Христу, Христу служит, к Нему более и более прилепляется, в Нем находит себе утешение, радость и надежду.

Братие христиане! И всем нам необходима любовь ко Христу. Без любви ко Христу жизнь христианина пуста, мертва, безцельна. Употребим же все мы силы на то, чтобы возлюбить Христа любовью крепкою, чистою и святою. О, когда бы мы разбогатели такою любовью, богатее были бы тогда всех счастливцев мира сего. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из «Сборника общепон. поучений» свящ. о. П. Шумова).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle