Источник

Двадцать второй день.
Поучение 2-ое. Св. равноапостольная Мария Магдалина.

(Женщина может быть «светом мира» для неведущих истинного Бога и в особенности во своей семье для детей).

I. Св. ныне прославляемая Мария Магдалина, родом из Магдала, небольшего городка на берегу Галилейского озера, была одна из тех женщин, которых облагодетельствовал Иисус Христос, когда, проповедуя по городам и селам галилейским, Он чудно исцелял болезни телесные и душевные всех приходивших слушать и принимавших с верою слово Его. С тех пор, как милосердый Господь исцелил ее, освободил от мучивших ее семи бесов (Лук. 8, 2), она всем сердцем предалась Ему, всюду следовала за Ним, слушала Его учение ненасытно, служила ему имением своим и трудами рук своих. В числе некоторых других жен она последовала за Ним из Галилеи и в Иерусалим, когда Господь отошел туда на вольное страдание и на смерть. Не оставила Мария Магдалина своего Спасителя и тогда, когда начались Его страшные страдания, неотлучно была при Нем и в минуты, когда оставили Его даже Его ученики... Когда Спаситель был распят на кресте, то Мария Магдалина издали с глубокою скорбию смотрела на Него и потом была при Его погребении, вместе с Мариею Иосиевою, смотрела, где Его полагали (Марк. ХI, 47, Матф. ХХVII, 61).

В 1-й же день недели, который с тех пор называется «воскресным», Мария Магдалина, приготовив благовонное миро, чтобы, по обычаю иудейскому, помазать им тело умершего Иисуса, «рано пришла ко гробу, когда еще было темно, и увидела, что камень отвален от гроба, и побежала, и пришла к Симону Петру, и к другому ученику, которого любил Иисус, и сказала им: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его».

После же того, как пришедшие по ее словам ученики, наклонившись ко гробу, увидели только «одне пелены лежащия» и уверовали в воскресение из мертвых Христа, так как из Писания знали, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых, и возвратились к себе, – «Мария стояла у гроба и плакала». И вот ей, много возлюбившей Христа, «сперва (но без сомнения уже после Божией Матери) явился Христос», ее первую, скорбящую о Нем, обрадовал неизреченною радостию воскресший Господь.

При возвращении Марии Магдалины в Иерусалим от гроба, Иисус Христос в другой раз явился ей вместе с прочими женами мироносицами и сказал им: радуйтеся! – Оне с благоговением поклонились Ему и с радостию пришли в Иерусалим и возвестили о воскресшем Христе.

С этого времени о жизни Марии Магдалины в Евангелии сведений нет; предание же свидетельствует, что она потрудилась для проповедывания о Христе; путешествовала в Рим (Рим. ХIII, 6); лично сообщила императору Тиверию о незаконном суде над Иисусом, причем поднесла ему красное яйцо, как символ воскресения. – Скончалась Мария Магдалина в Ефесе.

II. а) История святой церкви Христовой передала памяти грядущих времен имена многих святыхь жен, подобно равноапостольной Марии Магдалине, насаждавших веру Христову на земле, распространявших и сохранявших благочестие среди людей, убеждениями, увещаниями, мольбами и слезами, а наипаче жизнию благотворно действовавших на мужей и детей, на своих и чужих, на ближних и дальних, на семьи и целыя общества.

Святая равноапостольная «царица Елена» расположила своего сына Константина к принятию преследуемого прежде христианства; «св. Нина» распространяла веру христианскую в Грузии; у нас на Руси «св. Ольга» является зарею, предвещающею восход солнца – введение христианства при князе Владимире, предрасположенном к этому княгинею Ольгою. По свидетельству св. Григория Богослова, мать его – «святая Нонна» не только в домашних заботах была помощницею своему мужу, но, как руководительница, наставляла его всякому добру словом и делом и, сколько по заповеди апостола Христова о супружестве повиновалась своему мужу, столько же боялась не поучать его в делах веры и благочестия своим поведением и советами. Блаженный Августин во дни юности, уклонившись с пути истины, предался всем удовольствиям порочного света: «я блуждал в такой слепоте, говорит он сам о себе, что стыдился не иметь столько бесстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день ото дня порочнее для того, чтобы за честность не прослыть у них безчестным человеком; с удовольствием ходил я по улицам Вавилона и услаждался нечистотами, как будто это был драгоценный бальзам». Но настойчивость любви нежной матери его – «Моники», кроткие увещания и наставления, а паче всего ее горячия молитвы спасли заблудшего сына: Августин раскаялся, пал к ногам своей матери, признаваясь, что ей всецело обязан возвращением своим к вере и добродетели. Несомненно, что светила и столпы православия – богомудрые отцы и учители церкви не другому кому-либо были обязаны своим благочестивым настроением, как скромным труженицам в семье...

Итак, не ученики только одни, а и ученицы Христовы могут быть светом мира – указывать сидящим во тьме путь к истинному благу и вечному спасению, могут быть солию земли – предохранять ближних своих от нравственного тления. В благодатном царстве Христове все, без различия пола (Гал. 3, 28), – и мужи и жены могут учить вере и благочестию, быть великими в царстве небесном, по обетованию Христову (Матф. 5, 19). Так было древле, так может быть и в настоящее время. И нынешния жены могут насаждать, распространять, поддерживать и сохранять познания веры и христианское благочестие в малых церквах Божиих – семействах и обществе, – могут светиться светом добрых дел пред людьми так, что многие, видя их добрыя дела, прославят Отца нашего небеснаго; и у жен нашего времени есть способность быть настойчивыми в увещаниях, терпеливыми в наставлениях, кроткими в обличениях. Нужно только, чтобы они сами, подобно благочестивым женам древних времен, добре разумели святую веру Христову, были проникнуты духом ея, согреты истинным благочестием и сердечною любовию ко Господу Иисусу Христу, воодушевлены пламенным желанием служить спасению ближних своих. От женщины, которая сама не ведает учения евангельского, которая всю жизнь свою посвящает удовольствиям и наслаждениям, исполнению светских приличий, драгоценным украшениям, – от такой жены, разумеется, нельзя ожидать наставлений в вере Христовой и убеждений жить по этой вере.

б) Еще благотворнее, чем проповедница веры, может влиять женщина на детей, как мать. Подобно равноапостольной Марии Магдалине, приведшей многих ко Христу Спасителю, и всякая мать-христианка должна приводить ко Господу чад своих, воспитывать их в благочестии и страхе Божием. Охранять их, как безценный дар Божий, памятуя, что за них она должна будет воздать ответ в ден судный...

И подлинно, самое важное, самое существенное в воспитании детей есть образование сердца, или воспитание нравственное и религиозное, необходимое для вечности, необходимое для времени, необходимое всегда и во всем. А на нравственное воспитание детей никакой воспитатель не может иметь благотворного влияния столько, сколько мать, верная обязанностям материнским. Тогда как отец семейства часто бывает отвлекаем от него нуждами домашними и делами своего звания, мать всегда находится с детьми; к своей родной матери дети более, чем к кому другому, бывают привязаны, – к ней прежде всего, чаще и охотнее обращаются с своими полунемыми вопросами. В свою очередь мать более всего любит детей своих; а для любви не тяжело иметь неусыпную бдительность, непрестанный надзор и внимательное наблюдение над детьми: любовь умеет учить ласково без слабости, строго без жестокости, деятельно без торопливости, медленно без лености... Первыя представления малютки о Боге, первое призывание им имени Божия, первая его молитва, первое проявление им любви к Господу и ближним, – все это зависит от матери. От матери богобоязненной дети усвояют неземные и святыя чувства: от ней научаются они встречать великие праздничные дни с таким неземным восторгом, который помнится в жизни до самой глубокой старости. Слово и пример благочестивой матери глубоко западают в душу дитяти и дают направление, можно сказать, всей его жизни. Облик чистой матери остается для многих последнею святынею, когда все святое уже утеряно, и весьма часто не только предохраняет их от конечной погибели, а и поднимает их на высокую степень нравственного совершенства; боязнь, как бы не огорчить матери при ее жизни, не омрачить ее посмертной памяти, предохраняет человека, как ангел хранитель, от дурных увлечений. Да, счастливы дети, родившиеся в богобоязненной семье и воспитанные благочестивой женщиной-христианкой, и счастлива та женщина, которой сулил Всевышний нарицаться высоким, священным именем матери! Горе той семье и детям, где мать не заботится о первоначальном религиозно-нравственном воспитании своих детей. Это зло так велико, что трудно даже подыскать к нему названия.

III. Прославляя ныне память св. равноапостольной Марии Магдалины и исполняя священный долг верноподданической любви, вознесем, братия, Всевышнему усердные моления, да сохранит Он под кровом Своея благости, к общему нашему благу и утешению, на многие и долгие годы драгоценнейшую жизнь благочестивейшей тезоименитницы – Государыни Императрицы Марии Феодоровны, с высоты царского престола подающей собою пример в осуществлении святого призвания женщины и назидательный образец истинно христианской женщины. Аминь. (Сост. по проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.» за 1893 г. июль).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle