Месяц июль
Восьмой день.
Поучение 5-ое. Блаженный Прокопий Устюжский.
(Общественные бедствия отвращаются покаянием и молитвою).
I. Блаженный Прокопий (XIII в.), память коего ныне, был не русский родом, из Германии. Сначала он был человек торговый и по своим делам прибыл в Новгород, находившийся в то время в постоянных сношениях с немецкими городами; в Новгороде Прокопий принял православие и затем постригся иноком в Хутынской обители, раздав свое имение неимущим. Этот поступок Прокопия, его глубокое смирение, строгое воздержание и истинно христианская жизнь внушали уважениек нему сначала монастырской братии, а потом и посетителей Хутынского монастыря. Общия похвалы смущали смиренного инока, и он удалился в город Устюг (ныне Вологодской губернии). Здесь он добровольно принял на себя ряд тяжелых подвигов: поселился сперва в ветхой хижине, потом на паперти соборного храма, жил в крайней бедности, молился днем и ночью. Так проводил он зиму и лето, едва защищенный от холода и зноя ветхой одеждой, спя на земле, и жил подаянием. Много обид пришлось вытерпеть подвижнику от устюжан; его бранили и издевались над ним и взрослые, и дети, подражая примеру взрослых. Прокопий не оскорблялся и все переносил с великим терпением, молясь за обижавших его. Прокопий обладал в высокой степени даром предведения. Так в один воскресный день (в 1249 году) Прокопий после утрени, когда священнослужители стали петь молебен Богоматери, в присутствии множества народа сказал предстоящим следующее: «покайтесь, братия, в грехах ваших; если же не оставите прежних злых дел, не очистите себя постом и не умолите Господа и Пресвятую Богородицу, то за беззакония ваши погибнете вместе с городом от огненного града». Народ сначала ужаснулся грозным словам Прокопия, но потом многие усумнились и стали говорить: «это – юродивый, он не в уме и не знает, что говорит». По окончании обедни Прокопий вышел на паперть и начал плакать, и плакал долго. Проходившие мимо спрашивали его: «что с тобою Прокопий? что за скорбь у тебя на сердце?» – «Бдите и молитесь», отвечал подвижник словами Евангелия, «да не внидите в напасть». Прошло три дня; Прокопий ходил по городу и говорил всем: «плачьте други о грехах ваших; молитесь, чтобы не погибнуть вам, как погибли некогда Содом и Гоморра за их беззакония». Но никто не слушал Прокопия. В следующий воскресный день, при ясном небе, появилось на небосклоне небольшое черное облако; оно все увеличивалось и приближалось к городу. Наступила тьма, и разразилась страшная гроза. Тогда перепуганные жители вспомнили слова Прокопия, и в ужасе устремились в храмы. Все молились со слезами, предчувствуя бедствие; молился и Прокопий. И вот буря стала утихать, и небо прояснилось; туча прошла над городом без вреда, но за двадцать верст от города, в так называемой Котольской пустыне, разразилась страшным каменным градом, от которого был поломан огромный лес.
II. Это в высшей степени поучительное событие указывает нам, с каким расположением должно встречать и чем предотвращать общественные бедствия. Размыслим о сем.
В основание своего рассуждения положим следующия слова из книги пророка Ионы. «И виде Бог дела их, яко обратишася от путей своих лукавых: и раскаяшася Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори» (Ион. III. 10).
Эти утешительные слова относятся к жителям великого города Ниневии. Пророк Иона послан был от Бога сказать им, что за грехи их весь город их должен погибнуть. Ниневитяне устрашились суда Божия, признали свои грехи, обратились к Богу в покаянии, в посте, в молитве: и милосердый Бог принял их покаяние и молитву, и избавил их от погибели, к которой они уже были присуждены.
В сем происшествии открываются истины, которые мы должны сохранить в памяти и употребить в пользу нашей жизни.
а) Первая истина та, что великие общественные бедствия не суть действия случая, или некоей совершенно непонятной судьбы, но суть действия Провидения Божия, управляемые правосудием и милосердием. «Востани», говорит Бог Ионе, «и иди в Ниневию град великий и проповеждь в нем, яко взыде вопль злобы его ко Мне». Что значит: «вопль злобы?» Значит умножение пороков, неправд и беззаконий, от которого вопиют утесняемые неправдами «и тварь повинувшаяся суете неволею», уже не только воздыхает (Римл. VIII. 20. 22), но, по чрезмерности злоупотреблений, вопиет к Богу о правосудии. Бог видит и малый грех, и слово греховное слышит, и мысль греховная от Него не скрыта: однако до времени Он долго терпит, ожидая исправления грешника. Но когда к Нему «восходит вопль злобы»: Он укрощает ее грозными судами Своими, чтобы она не истребила добра.
б) Другая, непосредственно за первою следующая поучительная истина есть та, что бедствия общественные должно встречать покаянием и молитвою, и чем благовременнее, тем лучше. Когда Иона предвещал ниневитянам погибель: «вероваша мужие ниневийстии Богови и заповедаша пост. И возвратися кийждо от пути своего лукаваго, и от неправды сущия в руках их». Не медлили они своим обращением к Богу, не сказали, что еще неизвестно, сбудется ли пророчество, еще нет признаков угрожающего бедствия, но не ожидая начала бед, по одному слову пророка, признали свою виновность, поверили угрожающему суду Божию, и поспешили умилостивлять Бога покаянием, постом и молитвою. И благоразумно. Потому что теперь они могут приносить Богу покаяние свободно, а по наступлении беды оно не было бы так свободным, и следственно не было бы так умилостивительным: теперь они могут молиться умиленным, но не совсем стесненным сердцем; а ужасом наступающей уже погибели могло быть подавлено и молитвенное чувство.
в) Третья утешительная истина есть та, что покаяние и молитва суть действительные средства против самых великих угрожающих или уже належащих бедствий. Уже Бог открыл пророку, что «взыде вопль злобы» ниневитян, что грехи их созрели к наказанию, что «Ниневия превратится». Казалось, что и непреложность суда Божия, и достоинство пророческого слова, которое должно быть ненарушимо, требовали, что бы объявленное определение исполнилось без изменения. Но ничто не воспрепятствовало милосердию и благодати Божией, как скоро несколько им открыт был путь покаянием и молитвою. Как иногда премудрый и милосердый Царь, желая не столько карать преступника действием наказания, сколько исправить страхом наказания, повелевает составить и объявить ему строгое осуждающее определение, но прежде исполнения сего дарует ему прощение: подобным сему образом поступил Бог с ниневитянами.
III. Итак, братие, если угрожает нам скорбное посещение Божие, признаем в нем правосудие Божие, частию наказующее грехи, частию побуждающее к исправлению, и побудим себя к исправлению нашей жизни покаянием и сердечным сокрушением. (Сост. по пропов. Филарета, митр. моск. т. IV).