Источник

Восьмой день.
Поучение 4-ое. Святой великомученик Прокопий.

(Где и как является нам Иисус Христос?).

I. Святой Прокопий (III в.), воспоминаемый ныне церковью, до принятия христианства называвшийся Неанием, жил в Иерусалиме. Отец его был христианин, мать язычница; последняя воспитала его в язычестве и определила в службу. В то время царствовал в римской империи Диоклитиан. Неаний получил от него поручение преследовать христианство, но поехал не особенно охотно; он видал многих христиан в доме своего отца, сам вглядывался в жизнь их и много слышал от других о той твердости, с какою отстаивают они свои убеждения. Таким образом Неаний составил себе мнение о христианах, как о людях достойных, и только долг службы мог понудить его к исполнению неприятного поручения императора. На пути к месту назначения Неания и спутников его застигла буря; затем началось землетрясение. И вот в шуме бури слышится Неанию голос, упрекающий его за то, что он хочет восстать на Самого Христа. «Кто Ты, Господи?» в страхе спросил Неаний. «Я Иисус распятый, Сын Божий», отвечал голос – и в то же время Неаний увидел на небе изображение креста. Это видение сильно повлияло на Неания. Прибыв в город Скифополь, он заказал себе сделать крест на подобие виденного в небе; отныне этот крест он с благоговением хранил при себе. С христианами Неаний обращался кротко. Затем он направился в Константинополь. Здесь граждане обратились к нему с просьбою отразить набеги диких кочевников, которые нередко нападали на город и грабили в нем. Неаний с небольшим числом воинов вышел против варваров и разбил их. Возвращаясь с победой, он встретил свою мать; та радовалась, благодарила богов за победу и убеждала сына совершить торжественное жертвоприношение идолам. Но Неаний стал говорить ей, что не ничтожным языческим богам он обязан своей победой, а единому истинному Богу, и в доказательство ничтожности идолов вошел вместе с матерью в молельню ее и начал сокрушать идолов, попирая их ногами. Мать оскорбилась и поспешила в Антиохию, где жил император, с жалобою на сына. Диоклитиан немедленно поручил палестинскому правителю Юсту расследовать дело и, если Неаний объявит себя христианином, то действовать на него убеждениями, а в случае неуспеха и мерами строгости. Юст сообщил Неанию о повелении императора; Неаний действительно исповедал себя христианином. Тогда начался для него ряд мучений, настолько жестоких, что сами язычники при виде страданий святого мученика содрогались, а некоторые плакали. «Не обо мне плачьте», говорил им Неаний, «а о погибели душ ваших». Наконец он был обезглавлен обратив во время мучений ко Христу множество язычников.

II. Голос Господа, услышанный Неанием в шуме бури и землетрясении, побуждает нас, возл. бр., размыслить о том, не явлется ли и нам Господь Иисус Христос, и где, и как он является?

«Се Аз с вами есмь». Это божественное обетование принадлежит, братие, и нам – последним ученикам Христовым; ибо, по слову Самого Господа, оно простирается на все «дни до, скончания века». Как не оставил Он сирыми св. апостолов, так не оставляет и никогда не оставит сирыми и нас, если мы сами не оставляем Его и не удаляемся от Него умом и сердцем своим. Как пребывал Он с св. апостолами и являлся им Своею божественною помощию, Своим всемогущим содействием, Своим благодатньш утешением; так является, дает ощущать Свою божественною силу и как бы осязать Себя и нам.

а) Где же и как является? «Яко Господь и Владыка всяческих, емуже дадеся всякая власть на небеси и на земли», как вечный Архиерей, «прошедый небеса», и всемогущий Ходатай наш пред Богом Отцем, Он является нам во всей нашей жизни – в ее начале и продолжении, в ее исходе и скончании: «о Нем бо живем, и движемся и есмы». Седя одесную Бога Отца, Он выну ходатайствует пред Ним о всем мире, ходатайствует преимущественно о верующих в Него, ходатайствует о самых грешниках, противящихся Ему. Умоляемый им Отец небесный еще милует и ущедряет мир Своими богатыми дарами, продолжает «сиять солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведные и неправедныя». Ради Его всемогущего ходатайства правосудие Божие медлит поражать грешников праведным судом Своим, долготерпеливо ожидая их обращения и покаяния. Ради Его ходатайства Отец небесный милостиво приемлет все прошения и исполняет во благих все желания верных чад Своих, ниспосылает им свыше «всякое даяние благо и всяк дар совершен». Итак, возлюбленный собрат мой, если, несмотря на греховность свою, ты наслаждаешься еще жизнию и здоровьем, – это Господь Иисус Христос, Единородный Сын Божий, Своим ходатайством пред Отцем поддерживает тебя, укрепляет тебя, животворит тебя. Имеешь ли в довольстве все, благопотребное для жизни, украшается-ль жизненный путь твой цветами радостей? Это – дар любви Отца небеснаго, ниспосылаемый свыше ради ходатайства о тебе Единородного Сына Божия. Чувствуешь ли на себе удары несчастий и скорбей? Это – не жезл гнева и отвержения праведного Судии, а наказание любви Отеческой, которая влечет тебя к Единородному Своему Сыну: «егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет: судими бо, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (Евр. 12, 6; 1Кор. 11, 32.). Умей же, возлюбленный, сретать всюду благоговейно мыслию и благодарным сердцем всегда и во всем присущего и всегда благодеющего нам Господа! Не приписываю, подобно древним язычникам, какому то безумному случаю того, что совершается в нас и для нас благодатию и силою Господнею. Не спрашивай, подобно исцеленному Господом слепцу: «кто есть Сын Божий, да верую в Него?»

б) Но особенно видимо и, так сказать, осязаемо присутствует с нами и является нам Господь наш Иисус Христос в церкви Своей, которая есть «тело Его», которая живет Его божественною жизнию, священнодействует Его божественною благодатию, все творит Его божественною силою и властию. Здесь-то, братие мои, в св. храме, как в собственном благодатном дому Своем, пребывает выну Господь наш не только вездеприсущим Божеством, но и самою пречистою плотию и кровию Своею; здесь-то преимущественно мы и можем приближаться к Нему верою, любовию и упованием, можем даже видеть Его и слышать Его. Ибо здесь мы видим божественный лик Его, который Он Сам завещал церкви Своей, чудодейственно отпечатлев его на убрусе, – лик, исполненный благости и милосердия, любви и сострадания, кротости и долготерпения, но вместе сияющий божественным величием и святостию, нелицеприятным судом и правдою. Здесь, в храме Божием, Господь оставил нам животворящий крест Свой, на котором Он был распят, пострадал и умер для спасения нас от проклятия и вечной смерти, которым упразднил «имущего державу смерти, сиречь диавола», который Он оставил нам во свидетельство удовлетворения правде Божией за грехи всего мира и примирения нашего с Богом, в залог Своей победоносной силы, ограждающей верных от всех козней и наветов вражиих. Здесь Св. Евангелие – этот божественный завет Его, в котором Он завещал нам, «якоже завеща ему Отец», царство, который скреплен и запечатлен Его святейшею кровию, излиянною за грехи мира, в котором благовествуется то же божественное слово Его, которое Он Сам, Своими пречистыми устами, проповедывал во Иудее.

Но сего мало. В храме Божием священнодействуется самое таинство искупления нашего, совершившееся на Голгофе в крестной смерти Христовой. Здесь видим самое пречистое тело Его, за нас ломимое во оставление грехов, и самую пречистую кровь Его, за нас изливаемую во оставление грехов; слышим Его Самого, призывающего нас к Своей божественной трапезе: «приимите, ядите, сие есть тело Мое; пийте от нея вси, сия есть кров Моя».

III. Так, премилосердный Господь наш, и вознесшись на небо плотию, не оставил нас, но пребывает с нами неотступно. Надобно и нам, братие мои, не оставлять Его всем умом и сердцем своим, не отпадать от Него малодушною изменою завету Его, не удаляться от Него грехами и беззакониями, пребывать в Нем верою живою и неотступною, любовию крепкою и николиже отпадающею, упованием живым и непосрамляющим. «Будите во Мне, и Аз в вас», говорит Он нам: «аще кто во Мне не пребудет, извержется вон якоже розга, и иссышет» (Иоан. 15, 4, 6). Аминь. (Сост. по Ч. М. и проповед. Димитрия, архиеп. херсонск. и одесск., т. I, изд. 1889 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle