Месяц июнь
Двадцать шестой день.
Празднование Тихвинской иконы Божией Матери.
(Уроки из истории праздника: а) милость Богоматери к нашему отечеству и б) своими грехами мы навлекаем на себя гнев Божий).
I. Тихвинская икона Богоматери, празднование коей совершается ныне, сперва находилась в Константинополе, но за 70 лет до падения этого города она явилась в России, в пределах новгородских, над водами Ладожского озера. Это было в 1383 г., при великом князе Дмитрии Донском. Икона шествовала по воздуху, несомая ангелами, и остановилась при реке Тихвинке. Во время ее шествия многие видели ее, и там где она останавливалась, после созданы были церкви. На месте последней остановки был создан деревянный храм Успения. При неоднократных пожарах в этом храме икона оставалась невредимою. Усердием великого князя Василия Иоанновича, вместо деревянного храма был создан каменный, а в 1556 г , чрез 173 года по явлении иконы, здесь устроен мужской Тихвин монастырь. В 1613 г. обитель пострадала от шведского полководца Делагарди. Озлобленный неудачами в войне, Делагарди окружил обитель и стал непрестанно нападать на нее. Иноки, со множеством окрестных жителей, затворились в монастырь и возложили всю надежду на Бога и на Пречистую Его Матерь. В это время одной благочестивой женщине Марии, за два года перед тем пришедшей в монастырь и исцелившейся от слепоты, явилась Богоматерь и сказала: «объяви всем, да возьмут икону Мою и обойдут по стенам вокруг, и узрят милость Божию». Когда совершен был крестный ход с иконою Богородицы вокруг монастыря, враги пришли в смятение и разбежались. При другом нападении Матерь Божия явилась чистому сердцем и богобоязненному послушнику Мартиниану вместе с свят. Николаем, Варлаамом Хутынским и Зосимою Соловецким и повелела изгнать из монастыря людей жизни порочной, за грехи которых обитель страдает. Это было исполнено: порочные люди были удалены, а вместе с ними сами собою удалились и войска шведския, стоявшие под монастырем.
При новых нападениях врагов новыя молитвы пред иконою Богоматери привлекали новую милость Божию. Особенно тяжко поражены были враги в ночь на праздник Воздвижения, 14-го сентября 1614 года. Эта победа дарована была также молитвами Богородицы. Врагам показалось, что с стороны Москвы идут к обители многочисленные полки вооруженных воинов, со многими светлыми крестоносными знаменами. Враги обратились в бегство и, в смятении, поражали друг друга.
Чрез год шведский полководец снова подступил к монастырю и решился разорить монастырь до основания, чудотворную икону Богоматери изрубить на части и церковь, в которой она находится, разметать по полю. Обитатели монастыря, узнав об этой угрозе, хотели уйти в Москву с чудотворною иконою. Но икону не могли сдвинуть с места. И опять враги были поражены страхом и уже не дерзали, с того времени, подступать к обители.
Через год после этого прибыли в монастырь царские послы для заключения мира с шведами. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились за 50 верст, на реку Сясь, и здесь, в деревне Столбово, пред иконою Богородицы, 10 Февраля 1617 года заключили мир. В память чудесного явления иконы и неоднократного одоления врагов заступлением Богоматери установлен праздник иконы Тихвинской Божией Матери.
II. Много уроков назидания преподает нам история нынешняго праздника. Остановимся пока на двух.
а) Божья Матерь в Своих чудотворных иконах непрестанно изливает Свое милосердие к православному и боголюбивому русскому народу за благочестивую жизнь и строгое православие его предков.
Никто больше нас не видал над собою милостей Ея и разного рода благодеяний. Но чем теперь платим мы Ей за все, что Она сделала и что делает для нас? Стараемся ли продлить над собою Ея любовь и на будущее время? Много ли в нас этого старания? Где в нас вера твердая наших предков? Где дух их благочестия искренний? Где их страх Божий нелицемерный? – И у самой доброй матери может истощиться терпение при неисправимости детей. На Тебя наша надежда, Мати Божия! Не лиши нас Своего покрова. Как древле помогла Ты обители Тихвинской в победе над врагами видимыми, так и нам помоги в борьбе с развращенным «миром», всюду расставляющим сети для людей, неутвержденных в вере и благочестии, с грехолюбивою «плотию» нашей, воюющею в членах наших против благого ига Христова и легкого бремени Его св. заповедей, и с «диаволом», который как лев ходит, ища погубить христианские души.
Будем, братия, деятельно подражать благочестию и вере наших предков, привлекших на них покров и защищение Царицы небесной, чтобы и нам не лишиться милости Ея.
б) Второй урок, который мы извлекаем из истории нынешняго празднества, тот, что порочная жизнь людей и упадок истинной веры, привлекают на них гнев Божий в виде разного рода бедствий и скорбей, и в то же время удаляют и покров Богоматери от таких людей и не позволяют Ей оказать Свое материнское заступление. Так, при нападении на Тихвинскую обитель и город неприятелей, Царица небесная спасла их от разорения и опустошения только тогда, когда по наставлению Ея были изгнаны из обители люди порочной жизни, грехи которых были причиною гнева Божия и попущения нападения врагов. Да побудит же это и нас, братия, при наших молитвах к усердной Заступнице рода христианского, прежде всего раскаяться в своих грехах и исправить свою жизнь, дабы сделать наши молитвы богоугодными.
«Чтобы молитва была услышана Богом, говорит св. Иаков низибийский, надо омыться, очиститься, перестать делать зло, научиться делать добро, полюбить правосудие, оказывать помощь и защиту страждущим и угнетенным».
III. Да поможет нам Бог, по молитвам Заступницы усердной рода христианского, исполнить этот спасительный совет. (Свящ. Г. Д-ко).