Источник

Двадцать пятый день.
Поучение 2-ое. Свв. муромские чудотворцы: благоверный князь Давид (во иноцех Петр) и благоверная княгиня Евфросиния (во инокинях Феврония).

(О святости супружеского союза и о недостатках семейной жизни нашего времени).

I. В нынешний день св. церковь наша воспоминает жизнь св. князя муромского Давида и супруги его Евфросиньи, в иночестве – Петра и Февронии, отличавшихся св. и счастливым супружеством. Жили они еще перед татарским нашествием на Русь, в конце 12 века. Как Давид, так и Евфросиния еще до супружества, с юных лет, отличались кротостию и богобоязненностью, хотя Давид воспитывался в княжеском доме, как князь, а Евфросиния в простой деревенской семье, как дочь древолазца, бортника, занимавшегося разведением пчел в дуплах лесных деревьев. Супружество их, хотя было как будто случайное, но строго обдуманное, на святых началах основанное. Именно, за несколько лет перед браком, князь Давид заболел какой-то опасною болезнию, тело его покрывалось от времени до времени какими-то злокачественными ранами, которые превращались в струпья. Никто не мог помочь ему в его болезни. Только дочь древолазца взялась помочь ему, и действительно излечила его в конец какою-то своею мазью. Во время лечения князь Давид достаточно убедился в высоких качествах души простой деревенской девицы и решился, несмотря на ее простоту и бедность, соединиться с нею на всегда брачным союзом. Это было с его стороны и достойной благодарностью за излечение его, и делом великодушие, и делом глубокого благоразумия. Евфросиния, дочь древолазца, сделалась его женой. Но брак их многим не понравился. Подкапывались под их счастливое супружество и некоторые из родственников князей, доискивавшихся муромского княжеского престола, который занимал Давид – роптали на Давида и Евфросинию за его супружество и некоторые недальновидные бояре: «или оставь княжеский престол, или разведись с дочерью древолазца», говорили они иногда в глаза князю Давиду. А Давид отвечал им словами Самого Господа: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто отпустит жену свою и женится на другой, тот прелюбодей». Давид решился, наконец, оставить и престол, а пребывать верным своей супруге; и так сделал. В это время пришлось жить супругам в бедности; приходили теперь иногда князю Давиду и мрачные мысли: но умная княгиня умела успокоить его и утешить. «Не печалься, князь, говорила она ему, милостивый Господь не оставит нас в нищете». И действительно, слова мудрой и доброй княгини скоро сбылись. Искатели муромского престола стали ссорится между собой, а эта ссора, конечно, тяжело отзывалась на муромцах; вот они и принуждены были опять просить к себе на княжение Давида и Евфросинью, которых ум и, главное, доброта были им известны. И муромские бояре не ошиблись. Занявши опять княжение в Муроме, Давид скоро показал себя самым достойным князем: «правление его было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостиво, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа; всех любили. Не любили они ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чины, ограждали их от нужды. Оба вели жизнь постническую, чистую, целомудренную» («Жит. св. русск.» Филарета, архиеп. черн. 25 июня). Блаженные князь и княгиня дожили в святом супружеском согласии до старости и не за долго перед своей кончиной оба приняли иноческий чин, – Давид постригся в иночество под именем Петра, а Евфросинья под именем Февронии, и оба мирно почили о Господе, – один вскоре после другого. Согласно их завещанию, оба они и положены были в одном гробе. Чрез триста лет после их кончины «прошла молва по всем странам, что в городе Муроме явились славные чудотворцы, дарующие исцеление приходящим к ним, пишется в одном старинном описании их жития; и собором в 1547 г. поставлено было праздновать память святых муромских чудотворцев Петра и Февронии».

II. Вот вам, бр., один из многочисленных образцов святой и весьма счастливой супружеской жизни, которой прежде славились наши благочестивые предки. Отчего же зависели более благочестивые и счастливые браки многих наших предков? От двух причин: от глубокой веры, что супружеский союз есть священный, Самим Богом установленный, и от более благочестивой жизни наших предков.

а) Супружеский союз есть союз действительно священный, установленный Богом.

«Не добро быти человеку единому», сказал Господь Бог, по создании первого человека: «сотворим ему помощника по нему» (Быт. 2, 18). И создал Господь жену Адаму «из ребра его»«кость от костей его и плоть от плоти его». Ибо они представляли плоть едину. Так началось первое и образцовое супружество на земле. Такой основной закон Божий о супружестве остается и доныне во всей своей силе; в христианстве этот закон только еще более закреплен и возвышен. «Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает», сказал Иисус Христос фарисеям, спрашивавшим Его о том, возможен ли развод между мужем и женою (Матф, 19, 6). «Честна женитва во всех и ложе не скверно», учил и св. ап. Павел о супружестве. (Евр. 13, 4). «Тако суть должны мужие любите своя жены, яко своя телеса; любяй бо свою жену себе самого любит. Жены своим мужем повинуйтеся, якоже Господу; зане муж глава есть жены, яко и Христос»«глава церкви... Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби церковь и Себе предаде за ню... Тайна сия (супружества) велика: аз же глаголю во Христа и церковь», заключил ап. Павел свое возвышенное учение о брачном союзе христиан (Евр. 5, 21, 22, 25, 28, 32). Какой же, после этого, союз людской может быть возвышеннее, святей христианского супружеского союза? Так именно и смотрели на него ныне прославляемые св. благоверные князья муромские Петр и Феврония, украшавшиеся святою христианскою жизнию и истинным взглядом на великое и священное таинство брака.

б) Но что, однако же, мы видим ныне при упадке древняго благочестия, при разнузданности нравов, при оскудении веры в Бога и послушании св. матери – церкви, мудрой и спасительной воспитательницы христиан? Что мы замечаем ныне при оскудении милосердия к ближним, смирения, кротости, уважения к служителям церкви Божией и при потере других добродетелей, которыми прославились древние, ныне воспоминаемые, муромские чудотворцы? Что творится теперь нередко у нас в наших христианских семействах между супругаии христианами, очень часто забывающиии о святости христианского брака и его Богоугодности? Вот какие, напр., бывают у нас супружества: два лица заключают между собой брачный союз по минутному увлечению, или по каким-нибудь недодуманным рассчетам, – венчаются, брачутся наскоро, без совета старших, опытных в жизни, и часто даже без согласия и благословения родителей, чрез которых Сам Бог благословляет детей, и что потом бывает? Поживут год-другой, – разочаруются друг в друге, – почувствуют тяготу семейной жизни, и разбегаются в разные стороны, так что и не знают потом друг о друге: где живет один, а где другая, – какова жизнь того и другой. А что бывает с тем несчастным детищем, может быть, даже и не одним, которые рождаются от такого брака?..

Завелись у нас, христиан православных, к глубочайшему сожалению, такие браки, которые хотят назвать какими-то гражданскими; но их нельзя так назвать: для них и названия не приберешь. Избавь Бог русскую православную землю от таких безобразных и бесправных браков, или лучше от такого безобразного животного распутства! Только недостатком страха Божия и безумным забвением своего высокого предназначения для жизни небесной, только забвением праведного и страшного суда Божия объясняется существование таких браков. Отвратим лице свое от этого безобразия!

Слышим иногда в оправдание несчастных супружеств: «недостатки наши причиной тому, что мы не можем жить без ссор и раздора». Да, конечно, недостатки, только не те, о которых говорят, – не материальные недостатки – бедность, и проч., а недостатки нравственные – неуступчивость друг другу, – своенравие, недостаток благоразумия, терпения, смирения, взаимной любви, недостаток молитвенного духа, веры в Бога, послушания Его св. закону, и нежелание нести крест семейной жизни и подчиняться Промыслу Божию, определившему этот крест нам, дабы, быть может, чрез это предохранить нас от пристрастия к земным и греховным удовольствиям. Вот истинная причина супружеских раздоров.

III. Возьмем, братие, себе в образец супружеской жизни ныне прославляемых свв. угодников Божиих – препод. Давида и Евфросинию, муромских чудотворцев, и будем молить Господа да подаст Он нам молитвами их мир, любовь, единодушие, взаимное снисхождение к слабостям и недостаткам, терпение и безропотное несение семейного креста. (Сост. Г. Д-ко по пропов. прилож. к «Рук. для сел. паст.» за 1891 г., июль и др. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle