Источник

Двадцать второй день.
Св. священномуч. Евсевий Самосатский.

(О повиновении гражданской власти).

I. Св. Евсевий, память коего совершается ныне, жил в IV в. и был епископом в гор. Самосате (на р. Евфрате) в антиох. митрополии. Он вел долгую и неустанную борьбу с еретиками и много пострадал при Констанции, покровительствовавшем арианам. При царе Юлиане Евсевий, скрыв свой святительский сан, обходил разные области, чтобы утверждать в вере и поддерживать христиан. В это время он также возобновил несколько церквей и посвятил многих священников и диаконов.

При воцарении Иовиниана Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись. Но церковь отдыхала недолго, Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и стал ссылать в изгнание пастырей. Евсевий заточен был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своем изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланного сохранить это в тайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его со святителем, и ночью вышел из архиерейского дома, но при переправе через Евфрат его остановили успевшие узнать об его отбытии жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться царской власти и возвратиться в свои домы и, благословив всех, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем изгнанных святителей к паствам их, но вскоре умер вследствие раны, нанесенной ему одною арианкою, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину.

II. Св. священномученик Евсевий, с христианскою мудростью неуклонно исполнявший долг повиновения гражданской власти, учит и нас, возлюбленные братия и сестры, всегда оказывать повиновение гражданской власти.

а) Слово Божие научает нас оказывать полное повиновение власти: «всякая душа властем предержащим да повинуется, несть бо власть аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1). Из этих слов ап. Павла видно, что действие власти в обществах человеческих не есть произвол сильных над слабыми, но Самим Богом освященный закон жизни общественной и государственной. Благопромыслительный Бог, обращающий Свою заботливость и на участь воробья и на полевую траву (Мф. 10, 29. Лук. 12, 28), особенное и большее имеет попечение о людях, сохраняя и благоустрояя союз их в быту семейном и гражданском. В порядке жизни семейной и по врожденному чувству сердца человеческого и по праву, данному Богом, «от Которого именуется всякое отечество на небеси и на земле» (Еф. 3, 15), отец есть глава семейства, которому обязаны повиноваться все члены. Потом, когда семейства соединились в общества и государства, тот же долг повиновения родительской власти естественно переходит к верховной власти царей, которым Сам вышний Царь царей дает «державу и силу» (Притч. 6, 2), вследствие чего цари в слове Божием именуются «слугами Божиими» (Рим. 13), «слугами Его царствия» (Притч. 6,2) и следовательно в исполнении своего высокого служения они суть орудия вседействующего Промысла Божия при управлении миром. Посему повиновение верховной власти и всем назначаемым от нея начальникам есть не только гражданская обязанность всякого члена общества, желающего видеть его безмятежным, благоустроенным, сильным, но и долг Богопочтения и послушания Богу. Кто чтит Бога, тот не может не чтить установленной от Него власти (1Петр. 2, 14), «противляяйся власти», по слову апостола, «Божию повелению противляется; противляющиеся же грех себе приемлют» (Рим. 13, 2).

б) История христиансной церкви показывает, что первенствующие христиане, следуя наставлению Христа Спасителя: воздавать кесарево кесареви, а Божия Богови, всегда были самыми верными и послушными подданными под властию языческих императоров, несмотря на то, что они лишали их всех законных прав гражданства, преследовали и мучили.

«Кто, пишет Тертуллиан (живший во 2 веке по Р. Хр.) язычникам, кто жесточайшие гонители христиан, как не те неверующие императоры, в оскорблении величества которых христиане обвиняются? И при всем том нам заповедано в св. писании и за них молиться. Впрочем, что много говорить о благоговейных чувствах наших к императору? Можем ли мы не иметь их к тому, кого Бог наш возвел на престол, и кого поэтому мы должны даже преимущественно пред вами, язычниками, почитать собственно нашим императором (Аполог. гл. 33)? Император велик, ибо единственным владыкою его есть Бог неба и земли, ибо он приял венец царский от Того же Бога, Который и жизнь ему дал». (Аполог. гл. 30).

III. Итак, братия, если слово Божие и пример св. мужей, исповедников святыя православные веры нашея, показывает нам, что всякому подданному должно беспрекословно и искренно повиноваться царю и поставленным от него начальникам, даже и тогда, когда эти повеления не согласны с нашими желаниями и выгодами, то не большему ли осуждению пред судом Божиим подлежат противящиеся справедливым и благодетельным распоряжениям власти только по своенравию, по навыку к своеволию, или, что еще пагубнее, по превратному внушению врагов общественного порядка? Нам, сынам России, живущим под сению благословенной, царственной державы благочестивейшего государя, человеколюбивейшего отца отечества, по преимуществу и непрестанно должно воздавать хвалу и благодарение Господу Богу за высокие дары милости и щедрот, изливаемые с высоты царского престола на отечество наше. «Сердце царево в руце Божией» (Притч. 21, 1). Принимая благодеяния от царской десницы, как дар Самого Бога, нам надлежит и долг послушания воздавать царю, как пред Самим Богом, не только по наружности и для избежания наказания за непослушание, но искренно, с сыновним страхом и по совести. Аминь. (Священ. Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle