Месяц июнь
Девятый день.
Поучение 2-е. Преп. Кирилл Белоезерский.
(О средствах к достижению христианского мира между людьми).
I. Был в обители преподобного Кирилла белоозерского, ныне ублажаемаго, инок, по имени Феодот, который, сам не зная за что, возненавидел своего настоятеля, и в этой ненависти ожесточился до того, что не мог равнодушно не только видеть его, но и слышать его голос. Сколько другие иноки ни увещевали его, сколько ни доказывали, что святой Кирилл достоин всей их любви и даже благоговения, но Феодот не мог или не хотел исцелиться от своего недуга. Наконец, не терпя настоятеля, он решился оставить монастырь, и пошел к святому Кириллу, чтобы сказать ему об этом. Св. Кирилл знал причину его удаления, знал о его злобе против себя, и однако же принял его с отеческою любовию и ласкою. Устыдился Феодот маститых седин своего начальника и не знал, что сказать ему. Тогда прозорливый Кирилл, взяв его за руку, вместо всяких упреков и порицания, сказал: «возлюбленный о Христе брат! все обманулись и погрешили, почитая меня добрым человеком; ты один истинно судил, познав мои грехи и злобу. Но уповаю на милость Господа моего, что Он поможет мне исправиться, а ты прости мне досады и оскорбления и помолись о мне к Тому, Иже не хощет смерти грешника». Инок, глубоко пораженный смирением старца, пал к ногам его и со слезами признался, что напрасно ненавидел его, прося прощения. С этого времени Феодот нашел покой в своей душе и начал больше всех любить своего наставника.
II. По поводу мудрого миролюбия преп. Кирилла белоозерского, опыт которого предложен вашему вниманию, благочестивые слушатели, побеседуем «о средствах к достижению христианского мира между людьми».
Вот эти средства по указанию слова Божия и богомудрых отцев и учителей церкви:
а) Обуздывай свои страсти, из-за которых чаще всего нарушается христианский мир. «Откуда брани и свары в вас?» вопрошает апостол Иаков. «Не отсюду ли, от сластей ваших, воюющих в удех ваших» (Иак. 4, 1)? Значит, доколе существуют страсти в нашей природе, дотоле не может быть совершенного мира между людьми.
б) Вооружись терпением. Вот апостольский урок терпения: «терпение дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ничим же лишени» (Иоан. 1, 4). – «Молю вас ходити достойно звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготертънием, терпяще друг друга любовию» (Еффс. 4, 1, 2). Если так будет устроено терпение христианина, то что может преодолеть его, и чего не может победить оно? Если христианин укоряем не противоукоряет, стражда не злословит, если даже тем более связует уста свои для ответа на укоризны, чем сильнее и громче поносят его и клевещут: то стрелы врагов по необходимости должны истощиться, обессилеть и притупиться, пламень ненависти и злобы, не встречая более пищи себе, должен погаснуть. Так побеждал злобу Саула Давид своею кротостию и терпением, и довел его до того, что он сам осуждал себя и говорил: «безумно сотворих, и погреших много зело» (1 царь. 26, 21).
в) Дальнейший совет к достижению христианского мира может быть предложен в форме следующей заповеди: благотвори врагам твоим. С терпением должно соединять благотворение в отношении ко врагам. «Аще алчет враг твой, ухлеби его: аще ли жаждет, напой его: сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его» (Рим. 12, 20). Если одно терпение не победит зла, то зло уступит наконец благотворительности. Ибо что чувствительнее, что сильнее заставит меня видеть – в каком я опасном состоянии, как если угли огненные сыплются на самую главу мою? Так всего скорее и ощутительнее познаю я несправедливость и виновность моей ненависти против ближняго, когда испытываю его благодеяния, когда вижу, что за ненависть мою он платит любовию, за обиды благотворением. Такая любовь христианская сильна обезоружить самого ожесточенного врага, смягчить жестокое его сердце, вразумить и даже расположить к раскаянию и примирению. И сию то любовь заповедал нам небесный Учитель любви: «любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть» (Матф. 5, 44).
г) Молись за врагов, нарушающих христианский мир – есть вместе заповедь, и совет, и средство к примирению с людьми. Молитва за врагов благотворна для самого молящегося; ибо молясь о том, чтоб Господь простил грех враждующим, христианин погашает и последния искры озлобления или недоброжелательства, какие могут скрываться в сердце его, и возбуждает сильнее любовь свою к ближним. Благотворна эта молитва и для врагов наших; ибо она умилостивляет правосудие Божие, готовое покарать их, и вместо гнева привлекает к ним милосердие.
д) Затем можно указать такое средство к христианскому миру: уклоняйся от людей, нарушающих христианский мир. Вспомним древнее правило святых: «уклонися от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и» (Псал. 33, 15).
Люди гордые, раздражительные, преданные плоти и миру, по своему характеру всегда ненавидят мир и постоянно склонны нарушать его. Всеми силами нужно избегать их, дабы и самому не обжечься пламенем вражды.
е) Приготовление себя предварительно к перенесению вражды есть одно из могущественных средств к сохранению христианского мира. Пред смертию аввы Романа собрались к нему ученики его и спрашивали: «как нам после тебя управляться?» Старец отвечал им: «знаю, что никому из вас я не поручал никакого дела, если прежде не положил в уме своем не гневаться, когда слово мое не будет исполнено. Таким образом все время наше мы прожили в мире». (Из «Достопамятн. сказ. о подв. свв. и блаж. отцев»).
ж) Но если, несмотря на все твои старания к миролюбию, возгорелась вражда, то не стыдись примириться с ближними, если мир нарушен.
Св. Григорий Двоеслов так развивает эту истину: «мы часто боимся презрения от ближних; нам неприятно переносить словесные обиды; «если, паче чаяния, случится ссора с ближним, то мы стыдимся первые приступить к прекращению ея», потому что плотское сердце, желая славы сей жизни, отвергает смирение. И большею частию тот самый человек, который желает примириться с враждующим, стыдится первым идти на примирение. Размыслим о делах истины, чтобы видеть, где лежат дела нашего возвращения. Если мы члены верховной Главы, то должны подражать Тому, с Кем соединены, ибо что говорит славный проповедник Павел для примера научения нашего? «По Христе убо молим, яко Богу молящу нами: молим по Христе, примиритеся с Богом» (2Кор. V, 20). Вот мы грехом допустили разногласие между нами и Богом, и несмотря на то, Бог первый послал к нам Своих посланников, чтобы мы, согрешившие, по просьбе их шли к примирению с Богом. Итак, пусть будет стыдно гордости человеческой, пусть всякий приводится в смятение, если первый не приступает к примирению с ближним, когда Сам оскорбленный Бог чрез Своих посланников умоляет, после нашей виновности, чтобы мы примирились с Ним». (Из 32 беседы Григория Двоеслова на Евангелие).
з) Убеждение себя в том, что в происшедшей ссоре более виноват ты, нежели твой соперник, весьма облегчает первые шаги к примирению. Это миролюбивое настроение души твоей будет целительным бальзамом для твоего врага и скорее всего склонит его душу к миру.
Один инок, оскорбленный братом, пришел к нему, чтобы помириться с ним, но тот не принял его и дверей ему не отворил. Отвергнутый инок пошел после того к одному опытному старцу и сказал ему об этом. «Знаешь ли, сказал ему старец, отчего обидевший тебя брат не захотел с тобою примириться? Ты, идя к нему мириться, себя самого в душе оправдывал, а его мысленно обвинял. Советую тебе так поступить: хотя и брат твой согрешил против тебя, но ты утверди в душе твоей ту мысль, что ты согрешил против него, а не он против тебя, – себя обвини, а его оправдай». Инок сделал по совету старца, пошел к своему брату, и что же? не успел толкнуть в двери, как тот отворил их тотчас и встретил его с распростертыми объятиями. (Пролог на 17 сент.).
Итак, если ты хочешь мирно жить или помириться с кем-нибудь, а тот не хочет, то ты в душе своей старайся оправдывать его, хотя бы он был действительно внноват пред тобою, а себя самого обвиняй, хотя бы ты был пред ним по всему прав. «Души наши как-то понимают друг друга», и сердечные наши расположения сильно действуют на сердце другого. В ту минуту, как ты будешь оправдывать и извинять другого, тот с своей стороны будет тебя оправдывать и извинять; таким образом между вами всегда будет мир и согласие.
и) Наконец, любовь к молчанию есть одно из самых действительных средств к сохранению христианского мира. Молчание – вот главнейшее средство к прекращению вражды. «Как скоро искра беспокойного неудовольствия затлилась внутри тебя, говорит приснопамятный святитель Филарет, митроп. московский (т. I, стр. 167), тотчас возьми осторожость не дать ей внешняго воздуха, чтобы дым не превратился в пламень и пожар не обнял тебя. От чего бы ни произошло твое внутреннее смущение, закрой бережно сосуд твой молчанием и дай ему стоять в терпении, доколе беспокойное брожение кончится, и вино твое очистится».
III. Будем же, братия, пользоваться этими средствами к сохранению христианского мира между собою и нашими ближними, не забывая никогда той высокой награды, которая обещана миротворцам: «блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся». (Свящ. Гр. Дьяченко).