Источник

Седьмой день.
Св. священномучен. Маркелл, папа Римский.

(О долготерпении Божием).

I. Св. священномуч. Маркелл, папа римский, ублажаемый в нынешний день, управлял церковью в продолжение 5½ лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову.

– Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твое царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущего на колеснице, за которою шел в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников.

За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осужден пасти скот. Освобожденный христианами, он тайно продолжал управлять церковию и, совершив освящение церкви, в которую был обращен роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал богослужение в этом доме, ставшем соборною церковью в Риме. – Узнав об этом, император велел превратить освященный дом в стойла для животных и содержал там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишенный всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий, – скончался (около 310 г.).

Пресвитер Иоанн с клириками перенес тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению.

II. При рассказе о тех страшных оскорблениях и унижениях, какие причинял языческий император св. храму, обративши его в стойла для животных, и тех страданий и поруганий, какие причинил он св. епископу, принудивши его ходить за скотом, у кого из вас, братия, не вырвется скорбный сердца вопрос: «доколе, Господи, терпишь поругания святыни Твоего храма и св. Твоих слуг? Как, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчас всякое нечестие и неправду? Как, всемогущий Глава церкви, терпишь поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешнаго?»

Ответ на эти вопросы мы найдем, братие, в том свойстве Бога, по которому Он называется «долготерпеливым».

Долготерпение Божие есть великая тайна, братия. Этой глубочайшей тайны долготерпения Божия не понимают вполне и самые св. ангелы. Возмущаясь злобою и грехами человеческими, они просят у Господа дозволения погубить нечестивых, оскорбляющих величие и святость Божию своими злыми делами, – исторгнуть эти нечистые плевелы от среды живых и ввергнуть их в геенну: «хощеши ли да шедше исплевем я?» Но премилосердый и человеколюбивый Господь говорит им: «ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу; оставите рости обоя купно до жатвы». Все святые, предстоящие престолу Божию на небе, по сказанию тайновидца, вопиют к Богу день и нощь: «доколе, Владыко святый и праведный, не мстиши крове нашея от живущих на земли?» Но неисповедимое долготерпение Божие говорит и им: «почийте мало, дóндеже совершатся братия ваши и клеврети ваши».

Почему Он долготерпит?

а) Потому, во-первых, что самые нечестивые грешники, как люди, суть дело рук Божиих. И на них напечатлен всесвятый образ Отца небеснаго, и за них принесена правосудию Божию величайшая и святейшая жертва – крестная смерть Единородного Сына Божия, и за них пролита Божественная кровь, «яко Агнца непорочна и пречиста»«Христа». Посему самая правда Божия требует уже «не смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему». Посему милосердие Божие щадит и великих грешников, доколе не преисполнится мера грехов их, доколе не оскудеет и иссякнет всякая надежда их обращения и покаяния, доколе не ожесточатся они вконец и не сделаются годными для одного огня геенского.

б) Потому, во-вторых, Господь терпит временное провозношение грешников и уничижение праведных, что для рассчета с людьми у Него целая вечность, что и награды и наказания жизни будущей – безконечны. Потому само правосудие требует ожидать, чтобы «святый святился еще, и праведный правду да творил еще», среди всех соблазнов и искушений мира, да очистится яко злато в горниле, да явится достоин той высочайшей славы, которою просветятся праведницы яко солнце в царствии Отца их, – чтобы «обидяй обидел еще и скверный сквернился еще», да будет достоин того вечного огня, который уготован диаволу и аггелом его.

в) Потому, наконец, долготерпит и милосердствует Господь о падшем и развращенном роде человеческом, что одному всеведению Его известно число избранных не только между теми, которые теперь блуждают еще или в неведении истины, или в ослеплении страстей, и которые, силою благодати Божией, могут обратиться к покаянию, но и между теми, которые произойдут от рода самых нечестивых и неверующих, и которые могут сделаться истинными чадами Авраама по вере и благочестию. Посему премудрость Божия щадит всех, чтобы «восторгающе плевелы, не восторгнут вместе с ними и пшеницу»; безконечная любовь и милосердие Божие долготерпеливо ожидает, доколе не вырастет и не принесет плода вся посеянная, вся сеемая и вся имеющая еще сеяться на ниве Божией – пшеница.

Ах, если бы каждый грешник мог прозреть духовными очами, если бы мог ясно увидеть и сознать, почему и для чего щадит его долготерпение Отца небеснаго; он пал бы в прах пред Его неисповедимым милосердием, он излился бы весь в слезах благодарения Его неизреченной благости, он провел бы всю остальную жизнь свою в трудах и подвигах покаяния, изгнал бы сам себя в пустыню, скитался бы в горах и вертепах и в пропастях земных, чтобы там оплакивать грехи свои и умолять Господа о прощении, как и поступали действительно истинно каявшиеся грешники.

Тем не менее неисследимое долготерпение Божие не может и не должно ни подавать повода к беспечности грешникам, ни повергать в уныние праведников: да не величаются первые своим мнимым торжеством на земли, да не постыдятся последние Господа и «словес Его в роде сем прелюбодейнем и грешнем. Се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом Его», – говорит Тот, «словеса» Коего «суть ей и аминь. Небо и земля прейдет, словеса же Его не прейдут».

III. Итак, «не коснит Господь обетования, но долготерпит о нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут». Исполнится, наконец, мера нечестия и беззаконий человеческих, – и прекратится время долготерпения Божия. Созреют совершенно и пшеница и плевелы на ниве Божией, и наступит пора жатвы. Пройдет предопределенное человечеству время покаяния и доброделания, и настанет день суда и воздаяния. «Тогда послет Господь ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны и творящия беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную, ту будет плач и скрежет зубом: тогда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их». Тогда-то, братья мои, откроется вся слава сынов Божиих, и все посрамление нечестивых. Тогда-то узрит небо и земля, что праведника – уничиженнаго, презираемого и поругаемого ныне – «не бе достоин весь мир»; что участь грешника, как бы он ни величался и как бы ни блаженствовал на земли, – ужасна! Таково, братия мои, некоторое разрешение тайны долготерпения Божия. (Сост. по Ч.-М. и проп. Дим., архиеп. херс, т. IV).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle