Месяц май
Пятнадцатый день.
Поучение 1-е. Святый благоверный князь царевич Димитрий Угличский.
(Таинственные судьбы правосудия и благости Божией).
I. Прошло три века после того, как совершилось ужасное событие – убиение невинного осьмилетняго отрока, наследника русского престола, царевича Димитрия, память коего совершается ныне. Мученическая кончина его последовала, может быть, в те же самые минуты, в которые мы теперь, благоговея пред неисповедимыми путями Промысла Божия, воспоминаем эту горестную кончину его.
История передает нам, что царевич Димитрий, занимаясь детскою игрою в послеобеденное время на белом дворе, близ своего дворца, 15-го мая 1591 года, непредвиденно поражен был ножем убийцы, и умер смертию мученика, обливаясь своею кровию.
II. Кто злоумыслил такое беззаконие, и чего домогаясь, – это оставим дознавать людям, особо призванным к исследованию минувшаго; а теперь во храме Всеведца и Вседержителя, без воли Которого и влас главы нашей не гибнет, «помыслим благоговейно к назиданию нашему о тайнственных судьбах Его правосудия и благости», по коим Он попустил совершиться на земле нашей ужасному злодеянию, повлекшему за собою столько смут и народных бедствий. Промысл Божий, особенно хранящий Помазанников Своих и род их, на сей раз не отвратил удара, направленного на убиение невинного отрока, со смертию коего должен был пресечься и угаснуть навсегда древний знаменитый род князей и царей русских.
Судьбы Божии, братие, бездна многа. Исповедуем здесь и мы со святым апостолом непостижимость путей Провидения небеснаго. «О глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! яко не испытани судове Его и неисследовани путие Его» (Римл. XI, 33). О имени Его святом дерзаем только рещи, что праведный Судия Господь, передающий грехи отцев на чада (Исх. XX, 35), может быть, и в настоящем случае восхотел в сыне – отроке посетить жезлом наказания неправды отца, который не даром, не без основания наречен «Грозным» от всех своих современников, а равно и неправды раболепных служителей его. С другой же стороны, может быть, Господь восхотел допустить, чтобы смуты и крамолы междуцарствия, постигшие Россию вслед за убиением царевича, послужили сколько наказанием для современников за удобопреклонность их к смутам и крамолам, столько вразумлением для нас, – потомков их, да познаем и уведаем великую цену самодержавия и государственного благоустройства, нами унаследованного от предков, а им в свое время стоившего тяжких испытаний и кровавых жертв.
Народ русский, искушенный посещением гнева Божия, с избытком утешен чрез многознаменательное приобретение нового царского рода, и притом не чуждого убиенному царевичу, и явно для всех, а особенно в наши дни, ознаменованного благословением Божиим; а неповинного страдальца царевича Димитрия дивный в судьбах Своих Бог прославил святостию нетления, дабы все видели, что царевич есть священный агнец, закланный за спасение законной царской власти, и дабы его царственная кровь, подобно крови Авелевой, всегда вопияла к Богу отмщений против мятежников и похитителей царского венца (Слова и речи митропол. Филарета, т. I, стр. 247). С той поры неповинный страстотерпец царевич Димитрий, по благодати Божией, предстоит незримо престолу царя небесного и молится за благословенный новый род царский, ему родственный, и предстательствует на небе за царство русское и ее державных правителей. «Царскую диадиму», восклицает ныне святая церковь, «обагрил еси кровию твоею, Богомудре мучениче Димитрие, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец, и жертву непорочну Владыце принесл еси себе; яко бо агнец незлобив от раба заколен еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, и молишися о державе сродников твоих богоугодней быти, и сыновом российским спастися».» (Троп. гл. 2).
III. Возблагоговеем же, братие, пред дивными судьбами Божиими, явленными в неповинной смерти царевича Димитрия, и с крепкою любовию к Великому Государю нашему Императору Николаю Александровичу, принесем Царю царей и Господу владык земных благодарственное моление, да хранит Он драгоценную для всех нас жизнь Царя и весь Его царственный Дом в нерушимом здравии и благополучии и да соблюдет всех верноподданных Его в вере и благочестии и неизменной преданности Ему в роды родов. Аминь. (Извлеч. в сокращ. из поуч. Ионафана, архиеп, яросл. и ростовск., напечатан. в «Церк. Ведом.», изд. при Св. Син. за 1891 г. № 24).