Источник

Девятый день.
Поучение 4-е. Перенесение мощей святителя Христова и чудотворца Николая из Мир в Бар-град.

(Верование Церкви в ходатайство святых есть несомненная истина).

I. Ныне у нас праздник перенесения мощей святителя Христова и чудотворца Николая из ликийского города Мир, находящегося в Малой Азии, в апулийский город Бар, область южной Италии.

Святитель Христов Николай скончался в ликийском городе Мирах 6-го декабря 342 г., и его тело с честию погребено было в соборном Мирликийском храме, в котором он приносил безкровную жертву и свои молитвы о спасении своем и своей паствы. Честные мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. турки-магометане, при нападении на малоазийские области Греции, овладели Ликиею, город Миры раззорили, и христиане мирликийские свое дорогое сокровище – мощи угодника Божия Николая принуждены были сокрыть под землею. Но вот, по воле Господней, святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в апулийском городе Бар, и говорит ему: «ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мои мощи из Мир ликийских и перенесли в здешний город». Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священниками отправили их на кораблях в Миры ликийския. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами святителя, наполненный благоухающим Миром; они беспрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир ликийских в обратное плавание в 11-й день апреля, и благополучно возвратились в город Бар 9-го мая 1087 года. Жители города с радостию встретили мощи святителя Николая и перенесли их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные баряне построили во имя святителя угодника Божия Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мира, также 9-го мая, с честию и торжеством, в новом серебряном, позлащеном гробе, перенесли их из храма Предтечева в новосозданный храм, и положили в святом алтаре, где они и доныне почивают.

II. Святитель Христов Николай имел престол свой в Мирах, тело свое переселил в город Бар, а душею пребывает на небесах. Но он всегда был и теперь близок ко всем с верою призывающим его: пастыри и учители могут обрести в нем доброго наставника, больные – врача, в бедах находящиеся – избавителя, грешные – молитвенника пред Богом, нищие – сокровище, скорбящие – утешение, путешествующие – спутника, на море плавающие – правителя. От того то везде ныне добрые христиане молятся ему и прославляют его.

Почему же он есть скорый и сильный помощник для призывающих его христиан? Потому, что его любит Господь как великого праведника; а праведникам Своим, за их святую жизнь, Он подает великую благодать, оживотворяет их Своим Духом, Который просвещает их и открывает им Божия дела. От того, по Господней благодати и откровению, святые слышат наши молитвы, знают наши нужды, за всех молятся Богу, и всем помогают. А в Божием Писании говорится: «много может молитва праведного споспешествуема» (Иак. V, 16). Много помогает людям и святитель Николай, и его преславных чудес невозможно исчислить.

В честь празднуемого ныне святителя, великого заступника нашего пред Богом, а вместе и для большего укрепления нашей веры в ходатайство за нас свв. небожителей побеседуем ныне «о веровании св. церкви в ходатайство за нас святых».

Те, кои не верят ходатайству за нас святых угодников Божиих, рассуждают так: чтобы святые могли ходатайствовать за нас пред Богом и подать нам потребную помощь, для сего они должны иметь общение с нами и знать все наши нужды; но какое может быть общение между ними и нами, жителями двух различных миров? Как они могут знать все наши нужды, не быв всеведущи и вездесущи? Да и для чего их ходатайство за нас, когда преблагий Бог Сам знает и делает все, что нужно для нашего блага? Вот что говорят неверующие в ходатайство святых.

а) Согласны, что праведники, окончившие земное поприще, обитают ныне в другом мире, который мы, в отличие от нашего, называем горним и духовным. Но между духовным и нашим миром, как между различными областями единого царства, необходимо должно быть общение. В мире Божием, как в стройном здании премудрого художника, ни в чем нет разрыва, но во всем удивительная связь. Посмотрите на то, что мы ясно можем видеть телесными очами, – посмотрите на землю, наполненную различными тварями, взгляните на небо, усеянное множеством светящих тел, называемых звездами; земные творения, отличаясь одни от других видом и качествами, составляют как бы особенные царства природы, а небесные тела, по своему объему и положению во вселенной, образуют как бы отдельные миры; но кто хотя несколько сведущ в естественных науках, тот знает, что эти царства и миры, при всей видимой их отдельности, находятся в тесной связи между собою и взаимно действуют друг на друга. Не должно ли после сего допустить, что и духовный мир находится в некоем общении с нашим, а жители его, т.е. ангелы и праведные души, могут иметь влияние на нас?

Эту мысль, допускаемую здравым разумом, внушает и писание под символическим изображением лествицы, утвержденной от земли на небо, которую видел Иаков с восходившими и нисходившими по ней ангелами Божиими (Быт. 28, 12; сн. Иоан. 1, 51); ее подтверждает и священная история, повествуя о многократных явлениях людям св. ангелов и усопших праведников (Быт. 19, 1. Иоан. 20, 12. Жития святых). Поэтому, нам кажется, всякий здравомыслящий должен согласиться, что св. небожители имеют духовное общение с нами и могут оказывать нам помощь в нужных случаях, не только ходатайством за нас пред Богом, но и действием дарованной им благодатной силы.

б) Правда, они не всеведущи и не вездесущи: но это не препятствует им знать наши нужды и оказывать нам потребную помощь. Наши нужды, как ни разнообразны по свому предмету, месту и времени, однако не так сокровенны, чтобы не могли видеть и понимать их духи и души праведных, одаренные таким дивным разумением, или лучше сказать ясновидением, что они, по свидетельству писания, могут зреть даже Невидимого (1Иоан. 3, 2. Матф. 5, 8). Итак, можно ли думать, чтобы такие духи, а равно и праведные души, не могли знать нужд наших и во время оказать нам свою помощь? История и слово Божие свидетельствуют, что сии души, обитая еще в дольнем – земном мире, находясь в теле, как в темнице, и на все взирая сквозь тусклыя оконца чувств, нередко дивно прозирали духовным своим оком, – проникали в сокровенные мысли людей, видели отдаленнейшее и созерцали имеющее последовать в веках грядущих (Деян. 5, 3–4. царь. 5, 21–26. 6. 8–12. Дан. 7, 1–27). Поэтому судите, не с большим ли удобством они могут знать о земном, отрешившись от тела и вознесшись на небо. С высоты и без плотяной завесы на очах, лучше можно видеть, что происходит внизу – на земле. А если бы св. небожители почему-либо не могли знать об этом силою собственного разумения, или духовного видения, то почему не допустить, что они узнают о нашем положении таким же образом, каким мы получаем сведение о разных предметах из дальней стороны? Почему, говорим, не допустить, что они узнают о нашем положении чрез небесных вестников – чрез тех ангелов, которые, по свидетельству писания, посылаются на землю «в служение за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1, 14), и «приносят» на небо «молитвы святых» (Тов. 12, 15).

в) Но для чего, говорят, прибетать к ходатайству святых, когда преблагий Бог Сам знает и делает все, что нужно для нашего блага? О, если судить так, то нам не только не нужно прибегать к ходатайству святых, но не должно молиться и Самому Богу: «весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего» (Матф. 6, 8). Между тем Спаситель говорит: «просите, и дастся вам; ищите и обрящете; толцыте и отверзется вам» (Матф. 7, 7). А св. апостол заповедует нам «молиться друг за друга», при том уверяет, что «много может» усердная «молитва праведнаго» (Иак. 5,16). Значит, молитвы наши к Богу и святым Его при всей Его благости, готовой удовлетворять всем нашим нуждам, не только не излишни, но, напротив, весьма нужны и полезны.

Чтобы эта истина была понятнее для вас, братия, припомните, что Бог наш сколько благ и милосерд, столько же правосуден и премудр. По благости Своей Он готов даровать нам все нужное, и действительно многое дарует «прежде прошения» нашего (Римл. 10, 20–21); по правосудию Своему Он благоволит являть помощь Свою тем, которые достойны ее и усердно просят Его о ней, как дети – Отца, выражая пред Ним чрез это и бедность свою, заслуживающую Его сострадания, и зависимость свою от Его воли, и надежду свою на Его благость; почему апостол говорит, что многие и многого не получают от Бога потому только, что не просят Его как должно (Иак. 4, 3). Впрочем, если мы будем видеть в Боге одну только благость Его, и тогда не должны думать, чтобы ходатайство святых Его было излишне и бесполезно для нас. И подлинно, если Бог так благ и милостив, что по одному милосердию Своему, без всякого прошения нашего, готов удовлетворять нуждам нашим: то не паче ли Он будет милосердствовать и благотворить нам, когда Его благость будет еще возбуждаться усердными молитвами, не только нашими, но и святых Его, – святых, которых Он называет возлюбленными Своими друзьями и чадами (Иоан. 1, 12; 15, 14)?

III. Итак, будем, братия, прибегать к святым с молитвами нашими без всякого сомнения и с полною верою в действительность ходатайства их за нас пред Господом. (Сост. по кн. «Избранные слова и беседы», Платона, митр. киевского, Киев, 1892 г. и др. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle