Источник

Двадцать девятый день.
Поучение 1-е. Свв. девять мучеников кизических.

(О пользе обращаться в болезнях с молитвою к св. мученикам).

I. 29 апреля святая Церковь празднует память св. девяти мучеников, пострадавших в Кизике. Город Кизик стоял на морском берегу. По случаю гонений в нем было немного христиан. Многие из них бежали в горы и пустыни, а другие, живя между язычниками, скрывали свое благочестие и веру в Господа. Но некоторые, сильно любя Христа Бога своего, сами предавали себя в руки мучителей и полагали жизнь свою за Христа. Таковы были и девять мучеников: Феодосий, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они не боясь грозных царских повелений и страха мучений, славили Христа, смело исповедывали Его Богом и Вседержителем, укоряли идольское безбожие, и увещавали неверующих веровать в истинного Бога. Язычники связали их, как злодеев, и представили к князю, управлявшему городом. Святые мученики терпели различные муки и казни, были брошены в темницу, выведены опять и опять мучимы. Но они твердо исповедали Господа, обличили язычников и посрамили князя. После различных мук им отсекли головы. Прошло несколько лет, воцарился Константин Великий; гонения кончились и свет христианской веры беспрепятственно стал распространяться повсюду. Благочестивые христиане города Кизика вырыли из земли св. тела девяти мучеников, нашли их нетленными, положили в ковчег, создали во имя их церковь и внесли в нее св. мощи. От сих мощей совершались многия чудеса и исцеления; особенно много исцелялось страждущих трясавичными болезнями – лихорадками. Видя чудеса и исцеления, множество язычников обратилось ко Христу и чрез несколько времени почти весь город обратился к истинной вере, идольские храмы были уничтожены, а вместо них создались церкви Божии.

II. Итак святые девять мучеников помогают преимущественно страждущим от лихорадки. Хорошо, значит, делают те, которые в этой болезни обращаются за помощию к девяти мученикам. Хорошо и во всех болезнях обращаться с молитвой преимущественно к мученикам, кто бы они ни были.

а) Болезнь мы ощущаем или во всем теле, или в некоторых членах его. А св. мученики потому и мучениками называются, что они в теле терпели мучения за Христа. Они испытали эти страдания так, как никто другой, – значит кто, как не они, больше могут сочувствовать и нам в наших страданиях телесных? Человек, живший некогда в нужде и бедности, лучше понимает, что такое нужда и бедность, чем тот, который никогда не испытывал ея. Человек, перенесший много клеветы, напраслины, лучше и больше может сочувствовать человеку напрасно гонимому, чем тот, который никогда не испытывал этого. Так и св. мученики, перенесшие разные роды телесных страданий, горячо сочувствуют всякому телесно страждущему. Будем же обращаться в болезнях телесных преимущественно к св. мученикам, и это будет очень благодетельно для нас. Вот ты видишь, – врач тебе не помогает, лекарство, им указанное, не действует, а иногда и сами врачи не могут изобрести средства против той или другой болезни, иногда и врача-то взять негде и не на что пригласить его. О, страдая тогда на ложе своем, обратитесь мысленно душею и сердцем к тому или другому страдальцу за Христа – св. мученику. Молитесь таким образом: «Мученики Христовы! Вы терпели терзание железными когтями, жжение на раскаленном железе, избодение очей, отъятие языка, рук и ног, наконец и головы своей; нет такой болезни, которой бы вы не испытали в теле своем за Христа; вы знаете очень хорошо, что такое болезнь телесная, как подчас трудно ее переносить, – сжальтесь же надо мной, испросите мне у Господа уврачевание, прекращение страданий моих». Бывают болезни неизлечимыя; но как часто болезнь, исходом которой признана несомненная смерть, как часто такая болезнь проходит скоро, легко по вере болящего и по молитве того или другого угодника Божия! Не прекращается болезнь? Стало быть нет на то воли Божией, стало быть для вас спасительнее болеть. Покоритесь святой воле Божией, но продолжайте молиться; св. мученики придут на помощь к вам, – не подадут исцеления, пошлют облегчение, принесут другое – более важное, принесут вам бодрость духа, мужество, терпение, преданность воле Божией, помогут вам избежать ропота, вы будете постепенно примиряться с своим положением, сродняться с своею болезнию, привыкать к ней, будете смотреть на нее по-христиански, как на крест, посланный от Бога, крест хотя тяжелый, но спасительный, – и вам будет легко, вы почувствуете, что вы страдаете не одни, но со Христом и для Христа, и с любовию к Нему понесете свой крест. Вот что могут сделать св. мученики, если во время болезни мы будем неотступно молить их. Но и этого мало: они могут даже радость в сердце ваше пролить. Как сами они хвалили и благодарили Бога среди страданий, пели псалмы хвалебные, идя на смерть, так и вам подадут тоже. «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», – эти слова страдальца Иова будете повторять и вы.

б) Гораздо страшнее болезни душевныя, – это грех живущий и управляющий нами, это страсти обдержащия нас, каковы: самолюбие, праздность, невоздержание, беспечность, любострастие и другия. Но и тут хорошо обращаться к святым мученикам, и у них просить помощи для победы над грехом. Впрочем здесь благопотребно не молиться только, но и поучаться у них. В самом деле, как не устыдиться нам при одной мысли о страданиях мучеников? Мученики всем пожертвовали для Христа, а мы ни от чего не хотим отказаться для Него! Мученики страдали, кровь проливали, а мы только думаем о неге, спокойствии, об удовольствиях! Мученики пренебрегали настоящею жизнию, чтобы не лишиться вечной жизни со Христом на небе, а мы о вечной жизни совершенно забываем, как будто другой жизни и не будет, и спешим в сладость здесь пожить! Св. мученики радовались только о Христе, Он был их радостию, утешением, сокровищем сердца. А у нас чистых, святых радостей почти нет. Храм, служба церковная нас не утешает, молитва – тяжелый труд, книга глаголов живота вечнаго, то есть слово Божие, у нас в забвении, в небрежении, а жить по этому слову мы еще и не начинали, и не думаем.

III. Братие-христиане! Воззовем к св. мученикам: св. мученики, возлюбившие Христа паче всего! Умолите за нас Христа Бога нашего, да не погибнем во грехах наших, да воспрянем от сна греховного, да восстанем и пойдем по пути правды, как восстали все покаявшиеся грешники. Будем так взывать, и святые мученики, которые являются помощниками в болезнях телесных, будут врачами и в болезнях душевных. (Сост. по «Душеп. Чтен.» за 1886 г. апрель).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle