Источник

Двадцать восьмой день.
Поучение 2-е. Свят. Кирилл, епископ Туровский.

(Каждый христианин обязан содействовать распространению и утверждению христианской веры).

I. Славный святитель церкви русской, св. Кирилл, память коего ныне, родился и воспитан был в городе Турове (ныне бедное местечко в Минской губернии, на р. Припети). Усердно предавшись книжному учению и хорошо навыкнув божественным писаниям, св. Кирилл решился покинуть дом своих родителей, и суетные удовольствия мира. В туровском Борисоглебском монастыре он принял иночество и скоро превзошел здесь всех в иноческих подвигах. Не довольствуясь обычными подвигами поста и молитвы, он, по примеру восточных подвижников, заключил себя в столпе. Несколько лет провел в затворе этот первый столпник земли русской, более прежняго умерщвляя плоть свою постом и молитвою. Но спасая душу свою, он не отказывал в духовном врачевстве и помощи и тем, которых во множестве привлекала к нему слава его подвигов и духовной мудрости. Давая устно советы и наставления, он в столпе же написал и много благочестивых сочинений. И не удивительно было, что князь и жители Турова, по смерти туровского епископа, стали просить своего великого подвижника быть их епископом. Готовый служить на пользу ближним, Кирилл согласился на убедительную их просьбу и был поставлен епископом туровским, около 1169 года. В сане святительском он ревностно поучал свою паству в храме, и эти поучения столько прославили его даже до отдаленных стран земли русской, что князь Андрей Боголюбский желал читать их и, получая, читал с уважением. Но бодрый духом, св. Кирилл телом ослаблен был от необычайных отшельнических подвигов; притом же душу его влекло к себе монастырское уединение, и святитель оставил епископскую кафедру, и последнее время жизни провел в глубоком уединении. За великие христианские добродетели церковь причислила его к лику святых.

II. Итак из жизнеописания свят. Кирилла видим, что отличительной чертой его было наставлять и поучать других правилам христианского благочестия.

Как вы думаете, братия христиане, на одних ли только служителях церкви – священниках и монахах лежит это дело и обязанность? Нет, распространение христианства и проповедание Евангелия есть общая обязанность всякого христианина – священник ли он или мирянин. Теперь совершенно забыта эта мысль, но мы легко можем доказать ее справедливость.

а) Приведу только одно простое доказательство. Возьми, брат мой, святцы, пересмотри на каждый день и число записанные в нем имена святых, воспоминание коих совершает святая церковь изо-дня-в-день. Что ты там увидишь? Увидишь, что в той книжке, хотя много встречается имен священномучеников, архипастырей и других священных лиц, но значительная часть имен, упомянутых в святцах, принадлежит мирянам, великомученикам, преподобным, пустынникам и другим, которые не были служителями алтаря, а были миряне; увидишь записанными мирян всякого звания, врачей, воинов, простых лиц, учителей, учеников. Больше всего замечательно то, что весьма много встречаешь имен женского пола, равноапостолъных проповедниц, девственных мучениц, достойных матерей. Почему св. церковь записала их в святцы и для чего она совершает воспоминание об них? Потому что многия из них были проповедницами Христова Евангелия и для распространения христианства приняли много труда, а иные и смерть. Достаточно и сего примера в доказательство того, что все, без исключения, христиане должны стараться, по мере возможности, о распространении и утверждении веры Христовой.

б) И в самом деле, если Христова вера и упование живо и действенно в сердце, то невозможно, чтобы человек не постарался передать его другим, не распространить свое чувство и упование между другими людьми. Хорошо и то, когда вера действует по крайней мере в твоем сердце, улучшает и исправляет твою собственную жизнь, но еще лучше, когда при этом вера так сильна у тебя, что не может не сообщиться другим. Чем познается присутствие огня? Тем, что он согревает и светит вокруг человека. Подобным же образом должно узнаваться и в человеке присутствие огня духовной веры.

в) Каким образом должен исполнять мирянин сию божественную обязанность, т.е. распространение и утверждение христианства? Есть сотни разных способов и средств, коими может пользоваться для сего дела благоразумный человек. Самый ум и самая горячность его веры укажут ему и объяснят, когда и где и какую силу он должен употребить для сего святого дела. А главнейшее средство есть то, когда сама собственная жизнь и поведение христианина праведны и честны, так что без слов назидают и безмолвно наставляют взирающих на них. Такая жизнь полезнее, нежели многоглаголание языком. Но, где и когда потребуется, нужно прибегнуть к словам, потрудиться языком для обличения соблазна, для утешения слабых, укрепления в вере колеблющихся. Наконец, если кто сам лично не может делать ничего в пользу веры, то обязан употребить материальные средства для нужд церкви и веры и давать средство проповедникам веры.

IIИ. Молитвами святителя Кирилла да сподобит нас Господь исполнять эту священную обязанность, дабы получить великую награду на небесах по непреложному слову Спасителя: иже сотворит и научит, сей велий наречется во царствии небесном. Аминь. (Сост. по «Слов. и Реч.» Гавриила, еписк. имеретин., изд. 1893 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle