Месяц апрель
Двадцать пятый день.
Св. апостол и евангелист Марк.
(О том, отчего путь к небу есть путь скорбный).
I. Св. еванг. Марк, ныне прославляемый, один из 70-ти апостолов, был родом иудей. Св. ап. Петр в одном из своих посланий (1Петр. V, 3) называет Марка своим сыном, из чего можно заключить, что Марк был учеником Петра. Он с ним вместе был в Риме, и там спустя двенадцать лет после вознесения Господа, написал Евангелие свое.
Св. апостол Петр посылал Марка проповедывать в разных городах и странах.
Последние апостольские подвиги Марка принадлежали Александрии, где и принял он мученическую смерть. Недалеко от морского берега построил он первую христианскую церковь. Египтяне, опасаясь умножения христиан, решились умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодейства праздник языческого бога Сераписа; в самый этот день, 24-го апреля, приходилось Воскресение Христово, и накануне еще святый Марк увещевал народ не участвовать в грешном, языческом торжестве. Язычники вторглись в церковь во время богослужения, вывели оттуда святого и, обвязав ему шею веревкою, с криком и ударами потащили по городским улицам. Кровь святого обагряла острые камни мостовой; но он не переставал молиться и повторять: «благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил меня терпеть страдание Тебя ради». К вечеру святого апостола посадили в темницу. Ночью явился ему ангел и сказал, что имя его будет вписано в книгу жизни с именами других апостолов, и память его сохранится на земле. Сам Спаситель явился потом святому Марку и сказал ему: «мир тебе, евангелист Мой!»
На другой день мучение возобновилось. Св. Марк не переставал молиться, и, наконец, произнося слова: «в руце Твои предаю дух мой», отошел к Господу. Святого похоронили в построенной им церкви, и над мощами его долго совершалось избрание патриархов александрийских.
Впоследствии мощи святого Марка были перевезены в Венецию, где над ними построен великолепный собор. Путешественники до сих пор удивляются красоте этого собора и площади, на которой он стоит и которая носит имя святого евангелиста.
II. В кратком очерке жизни и страданий св. ап. и ев. Марка вы, братие, вероятно обратили внимание на слова его во время мучений: «благодарю Тебя, Спаситель мой, что Ты сподобил меня терпеть страдание Тебя ради». Видно св. мученик и апостол Христов ясно сознавал, что путь к небу, путь ко Христу должен сопровождаться скорбями и страданиями, – что его скорби и страдания за Христа служат явным признаком того, что он будет участвовать в блаженстве небесном со Христом. Это и вызвало благодарение к Богу из его сердца, несмотря на страдания, какие он испытывал.
Спрашивается: почему ж скорбями, а не радостями нужно достигать царствия Божия?
а) Потому, во-первых, что небесные блага царствия Божия многоценны и несравнимы ни с чем на земле: надобно приобретать их ценою многих и тяжких трудов, которые не обходятся без многих и тяжких скорбей. Награды в жизни вечной высоки и непостижимы: надобно заслуживать их многими и тяжелыми подвигами, которые не бывают без самоотвержения и прискорбных лишений.
б) Потому, во-вторых, что греховная болезнь души нашей упорна и застарела: необходимо врачевать ее горькими врачевствами, сильными средствами, болезненными операциями. Корни зла глубоко вросли в наше сердце: нельзя исторгнуть их оттуда без особенных усилий и без чувствительной боли.
в) Потому, далее, что на пути к царствию Божию нам встречается много препятствий, которые должно преодолевать с настойчивым усилием, много сильных и жестоких врагов, с которыми должно сражаться иногда до крови, много соблазнов и искушений, которых нельзя победить без самоотвержения и некоторого насилия самому себе.
г) Потому, наконец, что в лице падшего праотца нашего мы все достойно и праведно осуждены на труды и болезни, на скорби и бедствия, доколе живем на земле. «Проклята земля в делах твоих», сказал Господь падшему человеку: «терния и волчцы возрастит тебе». Засеяв, таким образом, сами всю землю терниями, можем ли не уязвляться ими? Призвав сами все бедствия на мир наш, можем ли уклониться от них и избежать их? Привлекши преступлением заповеди Творца своего проклятие правды Божией, можем ли уклониться от его тяжести? Так, скорби и печали в настоящей жизни суть родовое наследие наше от первого праотца, и не было человека на земле, который не испил бы от этой горькой чаши.
III. а) Посему-то Сам Господь Иисус Христос, благоволивший восприять на Себя грехи наши, чтоб открыть нам путь к царствию Божию и подать нам в Самом Себе образ, да последуем стопам Его, не путем радостей, а путем скорбей и страданий благоволил внити в славу Свою, которую имел Он у Отца прежде сложения мира. Он и алкал и жаждал, терпел поношения и уничижения, гонения и озлобления, лишения и скорби, ведом был пред судилища нечестивых, судим и осужден был судиями неправеднейшими, претерпел страшные мучения и крестную смерть.
Не путем неги и роскоши, радостей и веселия, а путем лишений, скорбей и страданий восходили во след Его в царствие Божие св. пророки и апостолы, мученики и пустынники. Одни из них «избиени быша, друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею. Камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша, проидоша в милотех и козиих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных» (Евр. 11, 35–38). Такова богоначертанная история земной жизни всех святых. Многими, многими скорбями вошли они в царствие Божие! Но другого пути к царствию Божию и нет, братие мои, ни для кого. «Аще кто хощет по Мне ити», говорит Господь Иисус Христос: «да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет; а иже не приимет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин» (Мф. 16, 24; 10, 38).
б) Не будем же избегать скорбей, следуя по пути в царствие небесное: они необходимы и спасительны, как мы видели. Но кроме сего они сопровождаются великим утешением. «Зане якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше». Каждый подвиг благочестия проливает в сердце неизъяснимое утешение, которое заглаждает всякую предшествовавшую скорбь. Каждая победа над соблазном и грехом сопровождается благодатным миром и радостию в сердце; и чем тяжелее была борьба, чем труднее победа, тем выше и совершеннее радость о Дусе Святе, которою преисполняется сердце подвижника. Каждый опыт самоотвержения и самопожертвования во славу Божию приносит такое утешение и такую радость духу нашему, с которою не сравняются все утехи и радости мира. Самые даже скорби и страдания внешния, перенесенные в духе веры и упования на отеческую любовь Божию, с молитвою и преданностию всеблагой воле Отца небеснаго, оставляют в душе подвижника одно сладостное и утешительное воспоминание, глубокое чувство духовного радования о Господе. «Многи скорби праведным, и от всех их избавит Господь», исполняя сердца их радостию неизглаголанною и прославленною, так что они радуются и среди самых страданий, хвалят и славословят Господа и в узах и в темницах. (Сост. по Ч.-М. и проп. Дим. херс, т. III).