Источник

Двадцать второй день.
Поучение 1-е. Преп. Феодор Сикеот.

(О нужде и пользе для детей доброго примера родительского и старших в доме родственников).

I. Ныне прославляемый в церковных песнопениях и чтениях препод. Феодор Сикеот родился в VI веке от благочестивых родителей. Когда ему исполнилось шесть лет, мать его хотела записать его в военное звание и стала готовить ему воинские вещи: золотой пояс и драгоценные одежды. Но во сне явился ей св. великомученик Георгий и сказал ей: «не трудись напрасно, потому что Царь небесный требует Себе сына твоего». Проснувшись мать заплакала, думая, что сын ее скоро умрет. Между тем отрок рос и укреплялся. Восьми "лет он был отдан в училище, где отлично успевал. Замечательно: никогда он не ссорился с товарищами, но всегда старался примирить ссорившихся.

В семействе Феодора жил благочестивый старец Стефан, который держал строгий пост, молился беспрестанно; и мальчик Феодор полюбил его, стал часто приходить к нему, беседовать с ним и старался подражать делам его. Видя его чрезмерное пощение в великий пост, Феодор стал подражать ему и поститься до вечера. Когда отрок возвращался из училища в обеденное время, мать заставляла его есть, но он отказывался от пищи. Отрок наконец не стал приходить к обеду, но целый день оставался в училище, и вечером со Стефаном ходил в церковь св. великомученика Георгия, стоявшую близ селения на высокой горе, и уже поздно приходил домой и вкушал хлеба с водой. Мать думала, что он все это время проводит за уроками, стала бояться, чтоб это не повредило его здоровью, и просила учителя отпускать его домой поранее; но св. Феодор спешил из училища прямо в церковь, и потом в назначенный чась вновь приходил в училище с прочими детьми. Вскоре мать заметила, что Феодор иногда встает по ночам и уходит в церковь. Она строго наказала его, потому что боялась за его здоровье, и стала привязывать его к кровати; но во сне ей опять явился великомученик Георгий с мечем и гневно сказал, что он накажет ее, если она будет отклонять своего сына от Бога. Когда у Феодора спросили, как он не боится проходить ночью по пустынным местам, где на него могут напасть волки и другие звери, мальчик отвечал, что он ходит не один, а что его будит на молитву светлый юноша и водит его за руку в храм. Все домашние поняли, что отрока охраняет великомученик Георгий, и с этих пор уже не останавливали его, говоря: «да будет воля Божия!».

С 12 лет Феодор стал еще прилежнее к молитве и чтению священного писания, а когда подрос, то выкопал себе пещеру близ церкви св. Георгия, – там и поселился. Постоянно он ходил в церковь и вкушал в день одну просфору. Ему приносили из дому хлеб и овощи, но он раздавал бедным. Много после этого потрудился для Бога и души своей и наконец удостоился за свою святость сана архиерейского.

Случалось, – когда он совершал св. тайны, благодать Св. Духа очевидно сходила на св. Дары в подобии светлой плащаницы. Все сослужащие с ним видели в это время на лице его божественное сияние, и однажды, когда он возгласил слова: «святая святым», то Агнец сам поднялся на воздух.

II. Мы видели, что св. отрок Феодор с самых юных лет возлюбил Бога паче жизни своей, стал постом и молитвою служить Ему день и ночь.

Но как и где св. дитя научилось так любить Бога и себя приносить в жертву Богу? Ему непременно «нужен был пример». И Феодор видел этот пример в благочестивом старце Стефане, жившем в одном семействе с ним же.

а) Где возьмут пример благочестивой жизни наши дети? Без сомнения в родителях. Тысячи можно указать примеров благотворного действия на детей духа благочестия родительского. Но за то не ждите много доброго от детей ваших, если сами вы не обладаете духом благочестия. Вот пришел пост: вы спокойно на глазах всего семейства вкушаете пищу запрещенную; наступил праздник, – вы нейдете к службе церковной, сидите дома вечер, спите долго утром, работаете, торгуете, или только думаете о развлечениях в этот день. Скажите, как дети ваши будут уважать посты, праздники Божии и все священное? В вас нет горячей любви к Богу, – откуда заимствуют эту любовь они? Чтобы сообщить пламень любви, нужно иметь его самому. Ныне мы не видим особенной любви к подвигам духовным в детях; вообще, если к чему они очень холодны, так это к церковному.

Много причин этой холодности, – и дух времени, и неправильное, совершенно светское образование, товарищество, излишния светские развлечения, все это неблагоприятно влияет на юность. Но очень часто все это зависит и от недостатка доброго примера и доброго влияния родительского.

б) Но кроме влияния родителей весьма благотворно действует на детей доброе поведение и благочестивая жизнь старших их родственников – братьев, сестер и других близких лиц. В деле воспитания одних детей посредством «доброго влияния других» могут иметь особенное значение «старший брат или сестра», и потому благоразумные родители, если хотят облегчить себе труд воспитания детей, должны обращать преимущественное внимание на воспитание «первороднаго» из них. Если первенцы: сын или старшая дочь, поставлены на прямую дорогу, воспитаны хорошо и преимущественно в духе христианского благочестия, то родителям уже не так трудно будет дать такое же воспитание следующим детям, – они будут брать пример со старшаго. В противном случае родителям предстоит слишком много труда, чтобы дать доброе направление младшим детям; усилиям родителей избежать при воспитании их тех ошибок, какие допущены при воспитании старшего сына или дочери, будет на каждом шагу вредить действие дурного примера со стороны старших детей. Нам приходилось читать про двух отцев семейства, из которых один весьма недоволен был поведением своих детей и никак не мог успеть в исправлении их, другой, напротив, благословлял Бога, смотря на своих детей, из которых один был лучше другого. Первый однажды приходит в гости к последнему и не отрывает глаз от его детей. Их смирение, послушание, любовь и ласковость к родителям, мир и дружба между собою невольно напомнили гостю слова псалмопевца: «се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе». Он глубоко вздохнул, когда вспомнил свое семейство. Улучив благоприятную минуту, он спросил счастливого отца, как он мог устроить такой прекрасный порядок между детьми, что не нарадуешься, глядя на них. Тот отвечал: «я не слишком много хлопотал. Видал ли ты стадо журавлей, при наступлении осени отлетающих на юг?» – «Не раз видал». – «Ты, конечно, заметил, что впереди летит один журавль, который указывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, – а остальные только следуют за ним. При воспитании детей я, признаюсь, имел в виду пример журавлей: я много положил труда на воспитание первенца и усердно молился об успехе. Господь благословил мой труд Своею благодатию. Мой старший сын стал передовым для мдадших, – он показывает им путь к небу, те уважают и любят его и с охотою следуют его руководству и примеру». – Открытие необходимое для родителей и детей! («Душ. чт.»).

III. Родители! Хотите ли, чтобы дети ваши были утешением церкви, истинными ее сынами? Сами постарайтесь запастись духом веры и любви к Богу и потом приложите все старание к тому, чтобы старший ваш сын или дочь были воспитаны в страхе Божием и благочестии христианской жизни. При живом примере и слова наставлений ваших будут сильнее действовать на детей ваших. Во всяком случае внушайте прежде всего им: страх Божий, любовь к Богу, молитве, храму; внушайте им не только ходить в храм Божий, но со страхом и стоять здесь, усерднее молиться. Паче же всего молитесь горячее за детей ваших, – много значит молитва родителей. (Сост. свящ. Г. Д-ко по разн. источн., преимущ. по стат. преосвящен. Виссариона, еписк. костромского, помещ. в «Душ. чт.»).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle