Источник

Девятый день.
Поучение 2-е. Св. муч. Евпсихий.

(Служение Богу должно ставить выше всего).

I. Ныне св. церковь совершает память св. муч. Евпсихия. Он был родом из Кесарии каппадокийской, человек богатый и знатный, воспитанный с детства в правилах христианской веры. Пришед в юношеский возраст, он вступил в брак. Случилось, что в самый день его брака происходило языческое празднество. Во время брачного пира Евпсихий увидел толпы язычников, шедших в капище для жертвоприношения. Негодование и святая ревность разгорелись в его сердце. Он взял с собою нескольких христиан и, отправясь в капище, сокрушил идола и капище разорил.

Не замедлили донести об этом поступке императору Юлиану. Евпсихий знал, что его ожидает; он стал раздавать имущество свое бедным и молитвою готовиться к священному мученичеству. Действительно, Юлиан, узнав поступок его и вообще ревност кесарийцев к христианской вере, пришел в страшную ярость. Он обложил жителей Кесарии чрезмерным налогом, лишил город тех преимуществ, которыми он пользовался, как столица области, и настойчиво требовал возобновления разоренного капища. Евпсихий же был предан страшным истязаниям; но ангел Божий укреплял его среди мучений, и он терпеливо вынес и долговременные истязания, и заточение, и, наконец, был усечен мечем. Идольское же капище не было восстановлено, потому что сам Юлиан вскоре погиб в войне с Персами.

II. Св. муч. Евпсихий, в самый день брачного пира своего не задумавшийся идти на разрушение языческого капища, научает нас, братие, тому, что служение Богу должно ставить выше всего земного.

а) Нынешних христиан, по образу их жизни, можно разделить на три части.

Одна часть, к сожалению, весьма малая, совершенно и безраздельно предана Богу, всегда думает о служении Ему, усердно и спокойно, по мере сил, исполняет святыя обязанности пред Богом. Они однажды на всегда предали себя Божией благодати и всегда заботятся угождать Богу. Без сомнения и они, как люди впадают иногда в грехи, ибо доколе человек живет на земле во плоти, он не в состоянии быть вовсе свободным от грехов, но постоянно каются в них и еще усерднее служат Богу. Такие-то люди составляют наследие Божие; их называет Свящ. Писание солью земли, светом мира, семенем святым, избранниками Божиими, сынами царствия и другими утешительными именами.

Другая часть христиан совершенно иного, противоположного направления в жизни. Некоторые христиане только по имени называются христианами, но в делах своих не следуют за Христом. Они думают только об этой земной жизни, они уважают мамону и усердно ей служат. Их сердце совершенно холодно для служения Богу, их Бог – чрево. О таких людях только можно молиться Богу, чтобы умягчил их сердца и направил на путь правды.

Наконец, третью и более многочисленную часть христиан составляют те, кои колеблются между двумя господами: Богом и мамоной, и которые хотя и желают служить Богу, но не могут свергнуть с себя иго мамоны. Им-то говорит Господь: «не можете служить двум господам».

б) Это непостоянство, это колебание есть величайший недостаток нынешних многочисленных христиан. Некогда в ветхом завете между евреями стало распространяться и усиливаться идолопоклонство. Нечестивый израильский царь Ахав воздвигнул кумир Ваала и стал сам служить ему и привлекать к тому же всех своих подданных. Начались сильные колебания и сомнения между евреями. Не знали кому служить и что делать; от страха к царю поклонялись Ваалу, но тайно многие не переставали служить живому Богу. В это время Бог воздвиг великого пророка Илию. Он собрал весь народ израильский и сказал им: «долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 кн. царь., 18, 21). Так следовало бы объявить и тем христианам, которые хотят служить и Богу и мамоне. Если ты, брат мой, знаешь Господа Иисуса Христа, веруешь, что он истинный Бог, Искупитель и Спаситель мира, то служи и повинуйся Ему одному. Зачем ты рабствуешь пред миром? Зачем ты думаешь, что ты можешь служить и Богу, и мамоне?

в) На это, быть может, ты мне ответишь: я точно желаю повиноваться и работать Богу и, по возможности, повинуюсь Ему; но что мне делать, каким образом свергнуть иго мира сего? Нужды телесные вынуждают меня думать и о сей земной жизни, покоряться обычаям света, заботиться о приобретении средств для телесной жизни. Но, брат мой, Господь и не требует от тебя оставить мир со всеми его заботами; иное дело думать и заботиться о телесной жизни и иное – рабствовать миру. Господь требует от тебя не рабствовать миру и мамоне так, как Богу. Господином твоим должен быть один только Бог, поклонение и чествование от тебя должно принадлежать только одному Богу.

Бог не требует, чтобы христианин удалился совсем от мира и всех житейских забот; можно оставаться в мире, исполнять все необходимые мирские дела, но не порабощаться мамоне, и даже оставаться хорошим истинным христианином. Я скажу тебе даже нечто более и для тебя, быть может, удивительное: если захочешь и будешь разумен, то ты можешь все житейские дела и заботы обратить как бы в служение Богу. Что может быть утешительнее этого? Каким бы малым или великим трудом и делом ни занимался ты – твое занятие будет служением Богу, если ты пред началом труда призовешь Бога в помощь, трудишься усердно и охотно и по окончании трудов благодаришь Бога. Всякая, например, торговля, по-видимому, не может считаться служением Богу, да и на самом деле весьма часто, к сожалению, превращается в служение мамоне; но если человек торгует честно и правдиво, богатством не гордится, в бедности не малодушествует, и от прибыли своей уделяет на добрыя дела усердно и по возможности, то этим самым он освящает свое занятие. Всякая добрая мать семейства трудится дни и ночи для блага и счастия своей семьи, она следует своему сердечному влечению, и вместе с тем исполняет свой священный долг и, по слову апостола, «спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием» (1Тимоф. 2, 15). Достойный слуга служит своему господину за вознаграждение, но если служит он усердно, честно, и находится в вере Христовой, то служение его сочтется за христианскую добродетель. Точно так же и всякий истинно верующий христианин во всех своих делах служит Богу. «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога Отца» (Колос. 3, 17). Или, как тот же апостол Павел пишет: «и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3, 23). Словом, кто поступает по правде, чистосердечно, помнит Бога, имеет совесть, тот есть слуга Божий. Кто же несправедлив, зол, ленив, сварлив, завистлив, тот есть раб мамоны, а не Божий.

III. Да избавит нас Бог от рабства мамоне и участи его рабов, даруя нам работать Господу во все дни живота нашего. Аминь. (Сост. по'Слов. и Реч.» Гавриила, еписк. имеретин., изд. 1893 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle