Источник

Шестой день.
Поучение 2-е. Св. Мефодий, просветитель славян.

(Заслуги славянских первоучителей для Церкви и общества).

I. Св. Мефодий, первый архиепископ панноно-моравский, просветитель славянских племен, память коего совершается ныне, был старший брат св. Кирилла. При воспоминании имени каждого из них в отдельности как бы невольно воспоминаются они оба вместе; жизнь и подвиги одного из них, естественно, вызывают у нас глубоко-благодарные мысли и чувства о совокупной их деятельности для духовного просвещения славян. «Се, брате, супруга бяхове, едину бразду тяжаща» (трудились мы с тобою как пара волов под ярмом, возделывая одно поле), говорит уже на смертном одре Кирилл, обращаясь к брату своему Мефодию. Так, поистине, жизнь и деятельность свв. апостолов и просветителей славян были единодушно общи и нераздедьны. Посему-то православная восточная церковь, прославляя каждого из них в отдельности (14 Февр. и 6 апр.), прославляет при этом обоих вместе, и установила даже нарочитый день (11 мая), в который творит их общую память.

II. Святые первоучители славян, «глаголавшие» им «слово Божие» (Евр. 13, 7) на родном, живом и общедоступном языке, послужили тем и делу собственно церкви, и делу славянского просвещения, а чрез то самого гражданско-общественного благоустройства. И мы – русские – имеем счастие принадлежать к великой семье славянских народов, и – посредственно наследовали во всей полноте драгоценные труды равноапостольных наставников Кирилла и Мефодия. Остановимся же несколько минут на помянутых незабвенных, бессмертных заслугах святых братьев солунских для церкви и общества нашего.

а) От свв. Кирилла и Мефодия мы приняли в переводе с греческого на славянский язык не только книги священного писания, но и все важнейшие из богослужебных книг. Таким образом, тотчас же по озарении русской земли светом христианской веры, как и до сих пор, весь чин православного восточного богослужения начал совершаться у нас на родном, общепонятном, особенно для наших предков, славянском языке, – чем был положен первый, так сказать, камень самостоятельной церкви славянской, с ее соборным началом управления. Больше этого благодеяния нам никто не мог оказать, потому что выше сокровища православной веры на земле для нас нет и быть не может.

Привычка в употреблении делает нас равнодушными к самым возвышенным, дорогим сердцу предметам: та же привычка в чтении слова Божия и слушании богослужения, даже самой божественной литургии, может быть, не довольно сильно дает нам чувствовать, всю драгоценность, всю благотворность церковно-славянского языка с его неподражаемым величием, силой и святой красотой. Но послушайте, что говорит наш историк бытописатель, препод. Нестор летописец, о моравских славянах, впервые услышавших понятную проповедь своих апостолов и учителей: «ради же быша словени, яко слышаша величья Божья своим языком». Сытый естественным хлебом не в состоянии понять мучительной алчбы голоднаго: тоже самое бывает и в отношении к духовной пище слова Божия. Всю силу утешения слышать свое родное богослужение может ощущать тот, кто бы, напр., несколько лет прожил без него в чужих краях, и потом снова возвратился на свою родину, пришел в знакомый ему с детства храм. Возблагодарим же все Господа, что мы владеем столь драгоценным даром, как дар слова Божия и церковного богослужения, слышимых нами на родном языке, всегда и везде беспрепятственно, и помолимся святым отцам нашим Кириллу и Мефодию, истинно «родившим» нас «благовествованием» Христовым (1Кор. 4, 15), чтобы никогда не приходило на нас грозное слово пророческое «о гладе слышания слова Господня» (Амос. 8, 11), когда люди и желали бы услышать слово Божие, но не будут уже иметь возможности к тому.

б) Передав нам на родном языке учение слова Божия и круг богослужения церковнаго, приснопамятные переводчики их сделались чрез то родоначальниками самобытной славянской письменности, первыми главными виновниками всей нашей грамотности или литературы, словом – всей нашей науки. Уже в священных и богослужебных книгах, начертанных «не мертвыми и убивающими, как прежде, но словом евангельской проповеди от начала оживленными и животворящими славянскими письменами, наши предки, подобно вдруг прозревшим слепцам, увидели неисчерпаемый источник нравственно-возвышенных понятий, нашли богатую сокровищницу чистых и благородных образов, и с полным благоговением к предметам Божественного откровения и церковного устройства всецело отдались умом и сердцем изучению этих последних. в продолжение целых столетий, как известно, для всех и духовных и светских людей, у нас существовала одна наука – религиозного содержания или направления; употреблялся и один общий язык церковно-славянского характера. Сами великие князья и древние цари наши, даже царицы, с редким усердием занимались списыванием книг священно-библейских и переводом творений свв. отцев и учителей церкви, и высоким духом церковно-славянского языка, – духом правды, силы и святой красоты выражения – печатлеются многия из лучших произведений позднейших писателей до самого последняго времени. Вот где – в трудах богоизбранных и богопросвещенных первоучителей славянских – лежало основание последующего тысячелетняго просвещения Руси в духе православия и народности. Вот что служило залогом нашего теперешняго умственного и нравственнаго, а вместе и гражданского развития и могущественным орудием духовно-народной самозащиты!

III. Так не позволим себе никогда забывать, что всем богатством самостоятельной духовной жизни своей мы обязаны прежде всего свв. Кириллу и Мефодию, и всегда пребудем благоговейно-признательными к священной их памяти. – Постараемся остаться навсегда верными святому завещанию великих наставников наших Кирилла и Мефодия, которые и сами много потерпели во время благовестнического служения их славянским народам за чистоту истины Христовой и самобытности славян, и нам передали ту и другую во всей целости, полноте и силе. Вы же, «апостолом единонравнии и богомудрии учителие наши, молите Владыку всех вся языки словенские утвердити в православии и братском единомыслии, против враждующих им, умирити и благоустроити весь христианский мир, да вси, в духе правды и любви, единем сердцем и единеми усты славят и воспевают Отца и Сына и Св. Духа»! (Из-влеч. в сокращ. из Душеполезн. чт. за 1885-й год, м. май, стр. 103–108, из слова прот. Н. Благоразумова).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle