Источник

Тридцатый день.
Поуч. 1-ое. Препод. Иоанн Лествичник.

(Нравоучительные черты в его жизни).

I. Св. Иоанн Лествичник, память коего совершается ныне, достигши 16-ти лет от рождения, за лучшее предпочел принесть всего себя в священнейшую жертву Богу, и для того удалился в Синайскую гору, и там вручил себя в послушание старцу Мартирию. Спустя четыре года по вступлении своем в обитель, воспринял он ангельский образ. Послушание его старцу столь было велико, что он как бы не имел вовсе своей воли. В обращении с братьями он был очень прост, и хотя был весьма учен и образован, но так вел себя, что ни в чем не показывал своих преимуществ пред другими. Девятнадцать лет жил он со старцем, до кончины жизни его, а по смерти его решился жить в уединении, но не прежде как получил на то согласие св. старца Георгия арселаита. Местом для уединения своего избрал одну пустыню и там поселился в углублении долины при подошве горы Синая. Отселе каждую субботу и каждое воскресение преподобный ходил в храм синайский, для слушания божественной литургии и для приобщения себя св. таин. В пище, питии и во сне он показывал умеренность, не изнуряя себя излишним постом и бдением, и удаляясь пресыщения и лености. Время, свободное от молитв, преподобный посвящал чтению священных писаний и списыванию священных книг. Находясь вместе с братиями, он охотно входил с ними в беседу. Случилось, что некоторые из братий заподозрили преподобного в тщеславии, – святый, чтобы прекратить соблазн, наложил на себя совершенное молчание, которое держал целый год, пока соблазнившиеся, почувствовав лишение духовного назидания, сознали свою ошибку, и сами просили св. Иоанна по-прежнему не лишать их беседы своей. Иоанн исполнил их желание.

После 40-летняго пустынного жития св. Иоанн братиею избран был во игумена синайской горы. Вскоре после этого избрания, в Палестине и в Аравии открылась сильная засуха. Тогда жители сих стран пришли к св. Иоанну и просили его молитв о ниспослании дождя. Чистыя молитвы св. Иоанна, как некогда молитвы Илии фесвитянина, Бог услышал и ниспослал обильный дождь. Скончался преподобный 80-ти лет, оставив сочиненную им весьма замечательную и душеполезную книгу: Лествицу, показующую тридцать степеней богоугодного жития, за что и прозван лествичником.

II. Жизнь этого праведника для многих из нас может быть весьма назидательна.

а) Она, во-первых, дает урок для юношей. Прекрасный возраст юности преимущественно нужно посвящать благочестивым занятиям и упражнениям в добрых делах, свойственных сему возрасту, как то и сделал препод. Иоанн, с 16 летняго возраста посвятив себя на служение Богу. – Не весною ли земледелец сеет семена свои на поле, чтобы иметь хорошие плоды?

И чем тщательнее он обрабатывает в это время поле, и чем лучше посеет семена, тем лучший впоследствии времени получает урожай хлеба, и тем большую получает прибыль от него. Иное бывает с тем, кто опустит хорошее время для посева и, худо возделав землю, худыя разбрасывает на нее семена. Такому земледельцу земля дает скудные плоды, а иногда и вовсе отказывает в них. Весна жизни нашей не есть ли юность? Кто в юности посеет семена благочестия, тот имеет несомненную надежду пожать обильный плод благочестия в зрелом возрасте и в старости; а кто юность свою погубит в пустых занятиях и порочных удовольствиях, такой чего может надеяться и в зрелом возрасте, а тем более в старости, если только доживет до ней? Ибо известно по опыту, что худо проводящие лета с молоду, преждевременно состареваются и оканчивают жизнь, не достигнув старческих лет.

б) Во-вторых, препод. Иоанн лествичник, отличавшийся добродетелью послушания своим старцам – руководителям в духовной жизни, учит и нас этой добродетели.

Сколь велик подвиг послушания и какая на небе уготовлена награда за него, можно убедиться из следующего видения: один великий старец, будучи в восхищении, видел на небе четыре чина, знаменующие совершенство подвижников: на первой степени стоял недугами удрученный, но благословляющий имя Господне; на другой – безкорыстный странноприимец; на третьей – безмолвный пустынножитель; наконец четвертую и самую высшую степень занимал послушный своему наставнику и ради Господа всем сердцем ему преданный. Этот человек за послушание носил золотую цепь и имел большую пред другими славу. («Дост. сказ. о подв. св. о.», сн. Руф. гл. 2).

Посему св. Иоанн лествичник говорит: «блажен, кто волю свою до конца умертвил и все попечение о себе препоручил своему наставнику о Боге: ибо таковой станет одесную распятого Спасителя». (Степ. 4 стр. 26. Сн. соч. «О монаш.», еп. Петра, стр. 136).

Св. Григорий великий о величии добродетели послушания так говорит: «одна добродетель послушания насаждает в душе прочия добродетели и насажденные охраняет. Поэтому оно справедливо предпочитается жертвам (1 царь. 15, 22), потому что в жертвах закалается чужая плоть, а посредством послушаниясобственная воля».

III. Молитвами препод. Иоанна лествичника да сподобит нас Господь утвердиться в добродетели послушания. (Свящ. Гр. Дьяченко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle