Источник

Тринадцатый день.
Св. Никифор Исповедник.

(О скорбях пастырских).

I. Св. Церковь празднует ныне память св. Никифора, патриарха царьградского. Когда вступил при нем на царство иконоборец Лев Армянин, св. Никифор требовал, чтобы он своею рукою подписал обещание соблюдать догматы св. веры. Но Лев сочувствовал больше иконоборцам, потому он хотя и дал обещание подписать догматы православной веры, но на деле не исполнил его и вместо этого объявил гонение на православных. И вот начались заключения, притеснения и телесные наказания всех почитателей св. икон. Многие устрашились гонения и перешли к иконоборцам. Положение патриарха было самое тяжелое! Он горячо молился Господу о сохранении церкви от еретиков, действовал на пасомых и словом убеждения и всех умолял не бояться гонений и держаться православия. Многие внимали его слову. Но императору это было неприятно и он решился самого патриарха склонить к отступлению от православной веры. Он старался на него действовать и ласками и угрозами, – но ничто не помогало. «Напрасны твои труды, государь! Мы не можем изменить древняго предания, – мы чтим изображения святых, как крест и Евангелие». Так отвечал св. Никифор, ни мало не боясь царского гнева. Св. патриарх соборно молился Господу об уничтожении ереси, открыто посреди церкви учил и убеждал всех почитать св. иконы. Тогда по повелению императора, убедившегося в непреклонности патриарха, явились воины, взяли св. Никифора и отправили в заточение на один остров. Тринадцать лет св. исповедник провел там в душной темнице при непрестанных оскорблениях и угнетениях, которые мало-помалу расстроили его здоровье; он скончался в 828 году и был погребен при церкви св. муч. Феодора в монастыре, самим святителем основанном.

Через 19 лет по смерти св. Никифора в царствование благочестивой царицы Феодоры св. патриарх Мефодий предложил ей перенести св. мощи Никифора в Константинополь, на что она охотно согласилась. Св. мощи Никифора были обретены нетленными и благоухающими и с торжеством были перенесены в Царьград 13-го марта 846 г. и положены в соборной церкви св. Софии. Сама царица Феодора с сыном своим Михаилом присутствовала при этом торжестве.

II. Многоскорбен был путь пастырской жизни св. Никифора! Много скорбей переносили, исполняя свой долг, свое призвание, и все пастыри во времена древния! Но не менее того достается на долю пастырскую этих скорбей и во всякое время. Укажем и изобразим эти скорби.

а) Что требуется от пастыря? Руководство душ ко спасению, – он должен давать правильное христианское направление своим пасомым. Как отец в семействе строго следит за направлением каждого из своих домочадцев, так и пастырь церкви должен бодро стоять на страже спасения вверенных ему душ, строго наблюдая, как бы в какой дом, в какое семейство не вкралось учение ложное, вредное. Но многие ли ныне стараются поставить себя под это руководство? Многие не убегают ли от пастырей церкви, не отдаляются ли от них? Не стараются ли избегать даже самой встречи с ними, даже простых разговоров с ними? И какая это великая скорбь для пастыря видеть отделяющихся, а не приближающихся к себе! Только дух злобы, ненавистник служителей Христовых, враг спасения христиан, может радоваться этой скорби пастырей.

б) Далее, пастырь должен проповедывать слово Божие в храме. Но и здесь он встречает скорби. Одни совсем не ходят в те храмы, где проповедуется слово Божие, потому что не любят слушать пастырских поучений; другие, пришедшие, или сейчас же уходят, или заводят разговор, доказывая тем то же невнимание, ту же нелюбовь к просвещению духовному, к назиданию от пастыря. «Что он может сказать особеннаго, хорошаго?» – говорят такие, показывая тем, что им нужно не поучение от слова Божия, а красноречивое слово. Вот и новая скорбь для пастыря церкви! Он учит, а его равнодушно, рассеянно и без любви слушают; он желает спасения, просвещения своих пасомых, трудится для этого, а ему не сочувствуют, трудов не ценят, от его слова отвращаются, от его проповеди нередко выходят из храма, нарушая тем не только простое приличие, но и церковное благочиние и церковные законы. Не походит ли это на то, как если бы отец поучал сына, а он вместо того, чтобы слушать его, сейчас же бы ушел от него?

в) А что перечувствует, переиспытает душа пастыря при испытании совести пасомых во время исповеди? Положительно можно сказать, что он сокрушается о каждом грехе не менее самого кающегося. Скорбь грешника есть вместе и скорбь пастыря, выслушивающего грех. А если кающийся не может, не обещается отстать от своего греха, если к тому же этот грех открытый, которым соблазняются и другие, – войдите в положение пастыря, как он разрешит такого грешника, как допустит до причащения святых Таин? А если это тем не менее делает, то с какою болью сердечною, с каким страхом подвергнуться ответственности за то пред судом Божиим? Вообще закоснение в том или другом грехе, не православный образ жизни того или другого семейства или лица, нежелание изменить его, никому так не больны, как пастырю. Это тем больнее для него, что он подчас не знает, с какой стороны и как воздействовать на них: обличением, или кротким вразумлением, строгостию или ласкою; если строгостию, то как бы не ожесточить, если снисходительностию, любовию, – как бы не явить поблажку. И вот пастырю церкви остается одно: возносить молитву пред престолом Божиим, да Сам Господь, каким знает способом, воздействует на ожесточившуюся душу грешника.

г) Но вот пастырь церкви и молится за своих пасомых. Он рано встает на молитву, часто он совершает Божественную литургию. Он молится о милости, мире, здравии, долгоденствии, благопоспешении своих пасомых, принесением безкровной жертвы он испрашивает прощение грехов их. Но и тут не без скорби для пастыря. Чем за все это платят ему? Часто неблагодарностию, непростительным невниманием к материальным нуждам его, неуважением его, простирающимся до нежелания получить благословение от него, боязнию встретиться с ним, причем такая встреча считается худым признаком. Присоедините к этому еще нарекания, поношения и в обществе и в печати, так смело, так резко расточаемые на служителей церки. Не личность, не одно только человеческое достоинство здесь оскорбляется и страдает, а сан, звание, – больно то, что дети восстают на отцев, руководимые на руководителей, что, унижая служителей веры, хотят унизить самую веру. Как это походит на поступок Хама, сына Ноева, который, увидавши отца в неприличном виде, насмеялся над ним, пошел и рассказал братьям своим. Тяжкий грех на свою душу принимают эти мнимые радетели, а на самом деле хулители служителей алтаря Господня.

III. Братие! Трудное служение пастыря старайтесь облегчать собственною ревностию к богоугождению, следованием добрым наставлениям пастыря, подражанием добрым чертам жизни его. Тогда между вами и пастырем установится тесная, неразрывная связь.

Господи! молитвами св. Никифора дай Своей церкви пастырей правоправящих слово Твоея истины, сотвори, чтобы и пасомые достойны были таких пастырей. (Сост. по кн. «Уроки из жизни святых» св. П. Шумова).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle