Месяц март
Десятый день.
Поуч. 1-е. Св. муч. Кодрат.
(Лечиться не грех).
I. Св. муч, Кодрат, память коего ныне, новорожденным младенцем найден в пустыне, близ г. Коринфа. Тут родила его Руфина, жена коринфского гражданина, которая скрывалась в пустыне во время гонения на христиан в III веке, и умерла. Когда при явной помощи Божественного Промысла вырос Кодрат, то научился врачеванию болезней, но по любви к уединению удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. По временам все-таки посещал город для врачевания болезней, ибо, живя в пустыне, изучил много целебных трав и растений, и движимый любовию к ближним, делился своими познаниями, пособляя бедным. Когда воздвиг гонение на христиан Декий, то Иасон, царский чиновник, прибывший в Коринф, призвал к себе Кодрата с его друзьями и требовал, чтобы они отреклись от Христа. Когда же они отказались, то приказал их повесить головами вниз, бить, строгать тело и жечь, наконец – отсечь им головы. На месте казни, где земля обагрилась кровию мучеников, вдруг явился источник чистой воды.
II. Из краткой жизни этого св. мученика вы видели, братия, что он, находясь долго в пустыне и узнав целебные средства многих растений, оказывал при помощи Божией, врачебную помощь людям. Это учит нас той истине, что лечиться не грех, вопреки предрассудку некоторых, которые считают лечение от болезней грехом.
а) Еще древний ветхозаветный мудрец говорил: «почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышняго – врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и через него бывает благо на земле. Сын мой! В болезни твой не будь небрежен, но молись Господу... и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он послал им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 1–14). Таков совет многоопытного мужа, владевшего духовною прозорливостию. Можно ли не согласиться с этим советом, можно ли отвергать пользу, приносимую врачебною наукою и ее служителями?
б) Соображения здравого разума говорят за ту же пользу. В настоящее время только самые темные люди относятся с предубеждением и недоверием к врачам; только самые упорные в своих наследственных заблуждениях не доверяют врачам и не хотят пользоваться предохранительными от болезни средствами. В самом деле, врачи, нарочито изучавшие врачебные науки и имевшие многочисленные случаи лечения всяких недугов, лучше, чем кто либо, могут оказать помощь заболевшему. Им известен и род болезни и средства, ее облегчающия. Совершенно неправильно поэтому поступают те люди, которые, держась мнения: чему быть – того не миновать, не хотят употреблять предписываемые сведущими людьми предосторожности от губительных болезней. Нет, здоровье – это первое наше благо на земле, и мы должны пользоваться им разумно и осторожно, должны заботиться о сохранении его сами, не рассчитывая всякий раз на чудесную помощь Божию, которой мы по грехам своим быть может и недостойны. Это было бы признаком духовной гордости, сколько греховной, столько же и гибельной.
в) Подобным образом учат и свв. отцы церкви.
«Так как всем возмущаемое тело наше, пишет св. Василий Великий, подвержено многоразличным повреждениям: и совне приключающимся, и зараждаемым внутри принятою пищею, и излишествами и недостатками ея: то распоряжающийся всею нашею жизнию Бог дозволил нам врачебное искусство, которое, в образец душевного врачевания, имеет целию избавлять от излишняго и восполнять недостаточное, ибо не сами собой прозябли травы, состоящия в свойстве с каждою из немощей, но, очевидно, по воле Создавшего произведены с целию служить к нашей пользе. Поэтому свойства, заключающияся в корнях, в цветах, в листьях, в плодах и в соках, и что в металлах и в море открыто годного к пользованию плоти, все это подобно изобретению принимаемого в пищу и питие. Скотское было бы несмыслие ожидать себе здоровья единственно от рук врача. Но и то будет упорством, если во всяком случае избегать пользования врачебным искусством. Напротив того, приемля дары от Бога, Который с благостию и премудростию устрояет жизнь нашу, будем просить у Него сперва познания тех причин, по которым поражает Он нас, а потом избавления от скорбей. И дарованную нам благодать исцеления приимем с благодарностию». (Васил. Вел. Прав. простр. излож. Отв. на вопрос 55-й).
г) Приведем и пример из церк. истории, показывающий, что лечиться не грех. Преподобный Македоний, сделавшись болен, дозволил себе несколько умерить свое воздержание и в оправдание свое рассуждал так пред одной благочестивой женой, отказывавшейся принимать врачебные средства: «если я умру, я должен буду отдать праведному Судии ответ за свою смерть, как человек, который избежал подвигов и уклонился от трудов служения, – как человек, которому можно было малою пищею предупредить смерть и остаться в живых, чтобы трудиться и собирать от трудов богатство, но который предпочел голодную смерть любомудрственной жизни. Устрашенный этим, желая успокоить укоризны совести, я и приказал принесть хлеб и, когда его принесли, употребил. И тебя прошу, чтобы ты мне более уже не доставляла ячменя, но – хлеб». (См. «Ист. боголюб.» блаж. Феодорита, еп. кирр., стр. 131).
III. Итак, в случае болезни будем прибегать к врачебной помощи, наперед обратившись к Богу и св. церкви за небесным благословением и за врачеванием души от грехов, от которых весьма часто зависят и самые болезни. (Свящ. Гр. Дьяченко).