Вход Господень в Иерусалим
Поуч. 1-ое
(О значении ваий и возженных свеч в руках христиан).
I. Вчерашняя всенощная, как вы знаете, братия, имела ту особенность, что, после чтения Евангелия, св. церковь благословляла ваиа, или ветви древесныя, молитвою и окроплением св. водою, и раздавала их вам. Получив эту ветвь из рук священнослужителя, каждый из вас присоединил к ней восковую зазженную свечку, и внутренний вид нашего храма быстро преобразился. До конца богослужения мы находились как бы в некоем саду, а обилие света в нем переносило нас воображением в другое место и в иное время.
Видно было, что св. церковь этою особенностию в богослужении имела намерение напомнить нам одно из важнейших событий из жизни Иисуса Христа – торжественное вшествие Его в Иерусалим. Как оно совершилось – вы знаете из Евангелия, которое читалось ныне: поэтому я остановлю ваше внимание на особенностях обрядов праздника, чтобы извлечь оттуда назидание для всех нас.
Пред Своими страданиями, Господь Иисус Христос воскресил в Вифании умершего Лазаря, тело которого четыре дня лежало во гробе и уже начало предаваться тлению. А на другой день Он отправился в Иерусалим, но в этот раз не так вступил в него как прежде: в прежние годы Он оставался незаметным среди толпы, а теперь взоры всего народа были обращены на Него. Если слово Его и привлекало умы и особенно сердца народа, который называл Его равви – учитель; то все-таки народ сей знал, что есть и другие учители, которые могли быть более или менее подобны Ему. Что же касается чудесных действий Учителя из Назарета галилейского, то в этом отношении никто не мог с Ним сравняться. Врачевание больных телом, исцеление страждущих душею бесноватых и особенно воскрешение мертвых было очевиднейшим доказательством, что Иисус Христос есть не простой человек, но Богочеловек – Сын Божий. Когда до Иерусалима дошел слух, что Иисус Христос воскресил умершего и погребенного Лазаря, то многие не только из жителей города, но и из пришельцев, по случаю праздника Пасхи, пожелали видеть и Иисуса Христа и Лазаря. И потому утром на другой день после совершения чуда, в воскресение, весь путь от Иерусалима до Вифании занят был множеством народа. Иисус Христос пожелал идти во Иерусалим, но на этот раз – особенным образом, торжественно. Он послал двух учеников привести из противулежащей деревни осленка с ослицей, и привели его. Апостолы возложили одежды свои на осленка и посадили на него Иисуса Христа. Многие из народа постилали одежды свои по дороге, иные срезывали ветви с дерев и бросали их по пути; все же предшествующие и последующие от радости восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен грядый во имя Господне». Осанна в вышних, т.е. «спасение с неба» пришло к ним в лице Иисуса Христа.
II. Воспоминая этот торжественный вход Господень в Иерусалим, св. церковь, чтобы мы представляли празднуемое событие, вручает нам ваиа, или ветви древесныя, и этим помогает мысли нашей переноситься во время и в место совершившегося события. Но не одно простое воспоминание дает своим чадам св. церковь.
а) В своих песнопениях она прославляет Иисуса Христа, как победителя смерти в воскрешении Лазаря, и этим дает понять, что и все мы некогда, по воле того же Господа, воскреснем. Общее воскресение удостоверяя, Ты, Христе Боже, воскресил из мертвых Лазаря. Поэтому и мы, подобно детям еврейским, нося знамения победы, воспеваем Тебе: «осанна в вышних! благословен идущий во имя Господне, осанна в вышних!» Так восхваляли мы Победителя смерти и вчера и сегодня в богослужении. Ветви, которые мы держали в руках, по разумению св. церкви, были символы или знаки победы Иисуса Христа над смертию. Но в то же время они могут служить нам наглядным образом и пояснением истины воскресения из мертвых всех людей. Во время зимы ветви эти были безжизненны и мертвы, а теперь, когда луч солнца коснулся их, они показывают признаки жизни. Точно то же будет и с нашим телом: находясь в земле, оно не показывает присутствия жизни, но лишь коснется его луч Солнца Правды – всемогущий глагол Господа, оно оживет и будет жить вечно. Поэтому, держа в руках ваиа, представляйте себе, братия, истину всеобщего воскресения из мертвых. Каждый скажи себе: если воскрес умерший и предавшийся тлению Лазарь, если ожили замерзшие на время древесные ветви, то оживут некогда и наши тела, хотя бы они предались тлению и рассыпались в земле. Это первый нам урок назидания от ваий в праздник торжественного входа Господня в Иерусалим.
б) Далее – свет от возженных нашим усердием свеч должен напоминать нам, что после всеобщего воскресения и суда мы сподобимся быть в области света, если будем жить праведно, как Бог велит, и очищаться от грехов в таинствах покаяния и причащения Тела и Крови Христовых. Находясь в общении с Богом, мы будем во свете вечном, немерцающем, потому что Бог Сам есть свет, живет во свете неприступном и просвещает всякого человека, грядущего в мир под знаменем Его благодати, с верою и любовию во имя Его. Если мы в этом мире будем жить так, чтобы свет веры и добрых дел светился пред нашими ближними и они из-за нас будут прославлять Отца небеснаго, то и в будущей жизни мы не только удостоимся быть во обителях света, но и сами будем светиться, как солнце, по слову Самого Господа. И это для нас тем легче, что некая светоносная искра, хотя и маленькая, уже зажжена в нашей душе и блещет, более или менее сильно, в нашем разуме, в нашем чувстве и в наших. желаниях.
III. Позаботимся с своей стороны, чтобы эта божественная искра не только не погасала в нас, по нашему нерадению о ней, но, напротив, с каждым днем нашей жизни более и более разгоралась и пламенем своего огня обняла бы все наше существо. Тогда и мысли наши будут светлы и чисты, и чувства наши святы и непорочны, и желания наши устремлены к небесному и духовному. А в таком случае и сень смерти телесной не устрашит нас, и самая ночь смерти будет светла для нас как день, невечереющий в царствии Божием. Аминь. (Сост. по слову прот. М. Поторжинского, напеч. в проп., прилож. к «Руков. для сельск. паст.» за 1889 г., апрель).