Время
Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась на троичности. И это у нас – Отец и Сын и Святой Дух. Отец – родитель и изводитель, рождающий и изводящий бесстрастно, вне времени и бестелесно; Сын – рожденное; Дух – изведенное, или, не знаю, как назвал бы это тот, кто отвлекает от всего видимого. Ибо не дерзаем наименовать этого преизлиянием благости, как осмелился назвать один из любомудрых эллинов, который, любомудрствуя о первом и втором Виновнике, ясно выразился: «как чаша льется через края»41. Не дерзаем из опасения, чтоб не ввести непроизвольного рождения и как бы естественного и неудержимого исторжения, что всего менее сообразно с понятиями о Божестве. Поэтому, не выходя из данных нам пределов, вводим нерожденного, рожденного и от Отца Исходящего (см. Ин. 15, 26), как говорит в одном месте Сам Бог – Слово.
«Но когда было это рождение и исхождение?» – Прежде самого «когда». Если же надобно выразиться несколько смелее: тогда же, как и Отец. Но когда Отец? – Никогда не было, чтоб не был Отец. А также никогда не было, чтоб не был Сын, и не был Дух Святой. Еще спросишь меня, и опять отвечу тебе. Когда родился Сын? – Когда не родился Отец. Когда исшел Дух? Когда не исшел Сын, но родился вне времени и неизглаголенно, хотя не можем представить себе того, что выше времени, даже желая избегнуть выражений, означающих время, потому что слова «когда», «прежде», «после», «сперва» не исключают времени, как бы мы ни старались; разве возьмем вечность, то есть продолжение, которое простирается наравне с вечным, а не делится на части и не измеряется ни каким-либо движением, ни течением солнца, что свойственно времени.
«Но если Сын и Дух совечны Отцу; то почему же не собезначальны»? Потому что они от Отца, хотя не после Отца. Правда, что безначальное вечно; но вечному нет необходимости быть безначальным, как скоро возводится к Отцу, как к началу. Итак, Сын и Дух не безначальны относительно к виновнику. Известно же, что виновнику нет необходимости быть первоначальнее Тех, для Кого Он виновник; потому что и солнце не первоначальнее света. И вместе Сын и Дух безначальны относительно времени, хотя ты и пугаешь этим людей простодушных. Ибо не под временем Те, от Которых время (1).
* * *
Многое из этого приемлет Христос и ныне, а именно: бесчестное от христоненавистников, что и переносит, потому что долготерпелив, а досточестное от христолюбцев. И Он медлит, как первым явить Свой гнев, так и нам показать Свою благость – и им дает, может быть, тем время на покаяние, а нас испытывает в любви, не ослабеем ли в скорбях и подвигах за благочестие. Таков издревле закон Божия домостроительства и неисследимых Божиих судеб, по которым премудро управляются дела наши (1).
* * *
Воспользуемся временем, которое можно ловить, пока приближается, и которого напрасно станем искать, когда оно пройдет. Есть время садить сад, время возделывать землю, время отвязывать канаты кораблей мореходных, время – звероловам ловить зверей в горах, время и для войны. Цветы родятся весенней порою. Так и людям есть приличное время учиться, когда пламенная любовь согревает душу, когда внутренности сердца не избороздили еще многообразные начертания, но украшают его одни новописанные красоты (2).
* * *
Время родило историю, а история родила высоко парящую мудрость (2).
* * *
Век42 есть протяжение, непрестанно протекающее не во времени.
А время – мера солнечного движения (2).
* * *
Плотин. Еннеад. V. Kн. 2. Гл. 1.
Век – здесь: вечность.